Фотоэпос Павла Кривцова
Павел Кривцов работал фотокорреспондентом в «Ленинской смене» с 1966 по 1981 год.
***
Быстро и прочно вписался в наш коллектив Паша Кривцов – коренной белгородец, кажется, поцелованный самим ангелом – так тонок и глубок его талант фотохудожника. Родом из ныне угасающего села Рождественка, недалеко от всей известной Прохоровки. Отец Павла погиб на фронте, и мать Наталья Стефановна, не чаявшая души в сыне, старавшаяся порадовать чем могла, вняла его детской просьбе – купила фотоаппарат «Смена». Даже в мыслях не держа, конечно, что тем самым предопределяет его судьбу на всю последующую жизнь. Что за «Сменой» у него будут «Зоркий», «Зенит», а затем уж совсем крутые.
Вот каким и откуда пришел к нам в «Ленинскую смену» и стал сыном нашего журналистского полка Павел. И отдал ей, как говорит сам, «три ударные пятилетки». В области нет села, деревни или хутора, куда бы при любой погоде на попутных машинах, на санях или пешком по бездорожью не добирался молодежный фотокор. Каждый раз – ради нескольких снимков в газету.
Нескольких, но нередко – каких!
Через мои, редакторские, руки прошла лишь часть его снимков, но и это – многие сотни. Множество подаренных им фотографий - в альбомах, папках, на стенах в квартире. Одна из любимых – «Щенок». Ночь. Заваленная снегом будка с немым телефоном, и в ней замерзающий щенок. Кривцовский шедевр из того, «ленсменовского», времени.
Николай ИГРУНОВ,
редактор «Ленинской смены» в 1962-1968 гг.
***
У замечательного фотографа-художника Павла Кривцова – своя правда, далекая от ужасов и сладкой лжи, придуманной прессой, чтобы испачкать или приукрасить действительность. У Кривцова правда открытых человеческих лиц, по которым можно составить представление об эпохе, о времени, о России.
Юрий БОНДАРЕВ,
писатель.
***
Я склонен думать, что творческая удача Кривцова не только в его несомненном мастерстве, а скорее всего, и ближе в его родственно духовном отношении к русскому человеку, его трагической судьбе, столь тяжко сложившейся в XX веке. Именно духовное и физическое напряжение русского человека вошло в сознание и кровь фотохудожника и столь ярко воплотилось в его в высшем смысле превосходных работах.
Арсений ЛАРИОНОВ, писатель.
***
Честь и хвала Павлу Кривцову за то, что он высвечивает нам своим Богом данным талантом лучшие стороны души русского человека. Этот фотограф не растравляет страсти людские, но всем сердцем хочет помочь собиранию народной души, показать людям путь к Богу, путь к храму, путь спасения.
Василий ЕРМАКОВ,
притоиерей, настоятель
храма Преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге.
***
Павел Кривцов всегда исследовал проявление лучших черт характера современного ему человека, часто с драматической судьбой, показывал и показывает его в тот момент, когда каждый из героев его фотографий оказывается на своем Прохоровском поле, то есть в момент полного раскрытия и утверждения своей духовной силы. И в эти мгновения совместного создания фотографий Павел тоже на этом поле, со своими героями, они единомышленники с этого часа и до конца жизни, пока будут жить эти фотографии, пока люди будут хотеть видеть их снова и думать о нашей жизни.
Юрий САДОВНИКОВ,
фотохудожник, г. Москва.
***
Фотоэпос Павла Кривцова, своего рода лицевой свод русского народа, не вызывает и не доказывает, а наглядно показывает национальную идею. Россия есть. Мы есть. Мы и есть Россия.
Владимир ЕРМАКОВ,
писатель, г. Орёл.