«Взгляд с высоты птичьего полёта»
- так называется выставка, экспонирующаяся в выставочном зале «Родина» (Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 71).
Вначале была «Машина времени» - арт-проект, представленный его кураторами Олегом Булавиным, Григорием Новиковым и Сергеем Ильченко в Белгородском филиале Российского Фонда культуры. Тогда же было заявлено, что проект этот открытый, долговременный, и он обязательно будет иметь продолжение на других экспозиционных площадках Белгорода.
Так и случилось. Проект «Взгляд с высоты птичьего полёта» собрал под своим крылом 35 художников, представивших 140 работ. По мнению организаторов, название выставки не нужно воспринимать буквально: зрителю предлагается не обзор сверху и не взгляд свысока, но возможность посмотреть на окружающий мир шире и увидеть то, что отличается от повседневного, привычного, обыденного.
Обилие работ, многообразие техник, материалов, тем и сюжетов, смешение реальности и фантазии, традиций и экспериментов создают насыщенное арт-пространство, в котором легко заблудиться. Поэтому и движешься здесь осторожно, от одного маячка к другому – к работам, уже знакомым и знаковым для данной экспозиции. А по пути – останавливаешься, отмечаешь новые имена, удивляешься неожиданным творческим метаморфозам давних знакомцев, вслушиваешься в диалог произведений, которые то гармонично взаимно дополняют друг друга, то резко контрастируют между собой. Но в любом случае это путешествие по параллельным художническим орбитам интересно и увлекательно.
Вот Олег Булавин творит причудливые миры, в которых живут, взаимодействуют и отражают друг друга человекоптицы и птицечеловеки; парят над землёй, устремляя взгляд в неведомое и падают на землю, превращаясь в ничто, то ли ангелы, то ли птицы, то ли люди… Григорий Новиков целеустремлённо продолжает движение от одного творческого горизонта к другому: символические картины, острохарактерные реалистические женские портреты, романтические пейзажи, навеянные поэзией дальних странствий – мир предстаёт в работах художника, полным тайн и удивительных открытий. Станислав Дымов предлагает зрителю включиться в игру воображения, чтобы увидеть вырастающие из миражей города и гавани, а Геннадий Кудрявцев – открыть параллельные миры в хорошо знакомых пейзажах. Александр Пшеничный неистощим в создании своих фантастических существ и механизмов, продолжая экспериментальные поиски в области металлоинсталляций. Ему вторит и скульптор Сергей Дементьев, стремящийся в конструкциях из металла обнажить сущность явлений, а с ним, в свою очередь, ведёт перекличку график Сергей Расковалов, чьи работы в авторском стиле «неопещеризма» складываются из множества мельчайших, невероятным образом сплетённых друг с другом деталей.Открытые границы арт-проекта позволяют органично сосуществовать в экспозиционном пространстве изящным, женственным, поэтичным акварелям Ирины Шведовой; философскому триптиху о тайнах мужского и женского начал Натальи Степановой-Третьяковой; фантазии на тему Венецианского карнавала автора, скрывшегося под именем Antarus; экспериментам с цветом и формой в акварели и масляной живописи Игоря Кириченко; творческому хулиганству тонкого, нежного художника Александра Панова, представившего в экспозиции коллажи по мотивам русского авангарда, реалистическим городским пейзажам живописцев Валерия Кузьминова, Игоря Чёрного; фотохудожника Владимира Щекалова; пронзительной фотоновелле Василия Кучмы «Осознание себя» с тонкой, трепетной внутренне драматичной моделью…
Идеолог арт-проекта Сергей Ильченко на отведённом ему выставочном пространстве вместе с друзьями-коллегами сконструировали и микро-, и макрокосм художника. В инсталляции «Картон-компания», работе «Три товарища», портретах художников и различных артефактах из их мастерских представлен мир, в котором есть место и простым житейским радостям, и вдохновенным минутам, когда реальность видится именно так – с высоты птичьего полёта…
Наталья ПОЧЕРНИНА.