«Не было, нет и не будет такой»

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня6
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя6
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц10
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255202

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

«Не было, нет и не будет такой»

   Онего море… Так жители Карелии за его мощь и величие называют Онежское озеро. Именно в нем среди полутора тысяч островов затерялся один, который известен всему миру, – Кижи. К нему из Петрозаводска мчатся кометы, степенно подходят теплоходы. Тысячи туристов из разных городов России, европейских и азиатских государств сходят на берег, чтобы своими глазами увидеть несравненную сказку куполов двух деревянных церквей, познакомиться с бытом и укладом жизни тех людей, кто обосновался в давние времена на этих суровых землях… Кижи - это остров, с которого началось наше знакомство с Карелией.

Несравненная сказка куполов
   14Хоть и говорят, что это один из самых больших островов в Онежском озере, нам он таким не показался. Поперёк его можно пересечь минут за пять-десять: его ширина от пятисот метров до километра. Ну а длина – семь километров. Само название «Кижи» происходит от карельского «кижат», что  означает «игрище». Возможно,  на этом островке собирались карелы для проведения шумных языческих праздников. В летописях первое упоминание о поселении на острове Кижи встречается в пятнадцатом веке. Тогда эти земли принадлежали Московскому государству, а сам остров был центром большого округа – Кижского погоста (по словарю Даля погост – это несколько деревень под управлением одного прихода).
   На остров стекалось много людей. Здесь  проводились ярмарки. Была здесь и церковь. Но не ею сейчас восхищаются туристы. Первая церковь сгорела от попадания молнии.  Время спустя, на месте пожарища мастера воздвигли новую красавицу о двадцати двух главах в честь Преображения Господня. «Не было, нет и не будет такой!» Так якобы сказал о своем творении мастер Нестор, бросая топор в Онежское озеро. Но эта красивая история – всего лишь легенда. По словам нашего гида, имена мастеров, построивших церковь, неизвестны. Сомневаются исследователи и в правдивости ещё одной версии – о том, что проектировал это великолепное сооружение сам император Петр I.
   Но точно известно, что сосну для строительства церкви заготавливали только в зимние месяцы. Пилой не пользовались, только топором. Считалось, что смола, выступавшая в местах зарубок, «конверсировала» дерево, оставляя в нем его силу. Оттого древесина и не портилась сотни лет.
   Церковь Преображения Господня была построена в 1714 году. Через пятьдесят лет рядом с нею появилась ещё одна – меньше и скромнее – Покровская. Она украшена девятью изящными главами. А двадцать лет спустя этот архитектурный ансамбль дополнила шатровая колокольня.
   Срубы церквей, действительно, собраны без единого гвоздя. А вот при отделке куполов без них обойтись не удалось. Осиновые лемехи – пластины, которыми покрывали купола, крепили вначале деревянными гвоздями. Чуть позже – коваными. Сейчас используют обычные. Осина для лемехов была выбрана мастерами не случайно. Кроме того, что это более податливый и сговорчивый  в работе материал, он ещё и удивительно красив. Купола покрытые осиновыми лемехами, сверкают либо серебром, либо золотом… В зависимости от того,  под каким углом падают на них лучи солнца. Мы смогли в этом лично убедиться. Потрясающая картина. Особенно сочетание серо-коричневых тонов бревенчатых стен, серебристо-золотого лемеха и голубого неба.
  15 Есть на острове ещё одна церковь - Воскрешения Лазаря… Маленькая, неказистая. Если бы не главка с крестом, её можно было бы принять за обычную небольшую избу. Считается, что срублена она была в тринадцатом веке святым Лазарем Муромским. Это самый древний памятник деревянного зодчества. А сохранился до наших дней благодаря стараниям монахов муромского монастыря, откуда и была перевезена… Сравнивая эту церковь с величественными многоглавыми соседками воочию убеждаешься в том, что со временем мастерство русских зодчих, их желание творить несравненно возросло.
   Преображенская церковь  в тридцатые годы прошлого столетия была закрыта. С тех пор ни разу в её стенах не проводились службы. Священнослужитель Покровской церкви был расстрелян в 1937 году. И лишь спустя почти шестьдесят лет в этих стенах стали славить Господа. Правда, старожилы утверждают, что и во время войны церковь тоже действовала. Финские солдаты приспособили  её для своих молитв. Да и местным жителям позволяли приходить в храм.
   К сожалению, внутрь Преображенской церкви туристов не пускают. В настоящее время там ведутся реставрационные работы. О них гид рассказывала с неохотой. Обмолвилась лишь, что фирма , выигравшая тендер, предложила оригинальную технологию. Церковь будут «обновлять» по частям. Сейчас на реставрацию вывезен нижний восьмигранник. Верхние части здания удерживаются временными металлическими конструкциями. Церковь как бы парит в воздухе. Завершить реставрацию первоначально планировалось к 2014 году… Чтобы свое 300-летие памятник зодчества встретил как новый целковый. «Но, по всей видимости, эти сроки будут сдвинуты на неопределенный период, - с долей сожаления заметила гид. – Уж слишком много работы необходимо ещё выполнить».
   Уже дома, из Интернета, узнала об отчёте миссии Юнеско за прошлый год. В нём  написано буквально  следующее: церковь Преображения находится «...в состоянии продолжающегося прогрессирующего разрушения». И только металлические конструкции спасают памятник от надвигающейся беды… По  поводу методов реставрации, оказывается,  ведутся ожесточенные споры. Отношение некоторых специалистом к тем работам, которые проводятся внутри Преображенской церкви, неоднозначно, более того - негативно. Они считают, что деревянные строения должны восстанавливаться по другой технологии, отличной от предложенной и принятой музеем.  Прочитав эту информацию, жутко расстроилась. Неужели не сможем сохранить эту несравненную сказку куполов для наших потомков?! Усилием воли прогнала эту пессимистическую мысль… Сможем… Должны. Ведь это достояние не только нашей страны. Это объект мирового наследия.
   …Избы, амбары, мельницы, бани. Эти памятники деревянного зодчества тоже можно увидеть на острове.  Это здесь мы узнали, что избы свои крестьяне строили очень разумно. Зимы-то на севере суровые… А бегать по морозу из дома в сарай или амбар не очень приятно. Вот и располагались хозяйственные да жилые постройки под одной крышей. На первом этаже скот. На втором – спальные комнаты, масстерские. Дом получался размеров немалых… под 850 квадратных метров, а то и больше. И украшался затейливо – нарядными галереями и узорными наличниками.
   Есть на острове и две часовенки. Одна из них встречает гостей мелодичным колокольным звоном. Он разносится над водой, над островом, создавая особое чувство умиротворения и уюта.
На рафтах – по Шуе
   Туристические компании Карелии готовы  предложить не только путешествия к историческим местам, но и активные виды отдыха: лыжные и пешие походы, рыбалку, джипинг, сафари на квадрациклах. И мы не устояли… Решили, что капельку экстрима в наш отдых должен   добавить однодневный сплав на надувных плотах – рафтах. Любителей трудностей, похожих на нас, набралось человек тридцать. Причем самого разного возраста: и дети, и пожилые люди.
   Рафты и весла большинство команды видели только в телевизоре. Но настроены все были по- боевому. Впереди нас ждала одна из самых известных рек Карелии – Шуя и целых  три порога. Конечно, для наших надувных плотов они считаются не очень серьезными,  но всё же это были пороги! Экипировка, инструктаж заняли совсем немного времени. И вот наши рафты отчалили от берега.
   - Работаем веслами изо всех сил. – Впереди порог, - предупредил инструктор, сидевший на корме нашего плота. И мы поднажали.
   Первый порог оказался совсем не страшным… То тут, то там вспенивались небольшие буруны. Холодные брызги летели в лицо. Но тут главное было грести и мы не выпускали вёсел из рук. Увидев второй порог, невольно охнули. Река падала с небольшого уступа, вскипая и пенясь. В эту пену ринулся и наш плотик. Нос почти полностью ушел под  воду. Нас накрыло волной, не оставив ни одной сухой нитки.
   - Вот это класс! - на одном выдохе произнесли мы, выныривая из порога. – А ещё раз можно? Но наш инструктор лишь развёл руками: «Хорошего по немногу». К счастью,  третий порог оказался таким же экстремальным «красавцем» и нам удалось получить ещё одну порцию адреналина.
   Уха, макароны по-карельски, душистый чай – все эти вкусности ждали нас на берегу в прекрасно обустроенном лагере. Потчевали нас наши инструкторы – молодые девушки и парни. На берегу, облачившись в народные костюмы, они превратились  в радушных хозяев, которые искренне интересовались, понравилось ли угощение, путешествие. Предлагали приезжать в Карелию ещё и ещё раз, рассказывали об уже разработанных и действующих  маршрутах.
   И знаете, многие согласились  сплавиться ещё раз. И даже по более сложным рекам. Это вдруг высказанное желание ни в коем случае нельзя назвать просто вежливым ответом гостей, Карелия, живущие там люди, действительно, покоряют своим радушием, доброжелательностью. Именно это отношение к путешественникам и туристам «виновато» в том, что они стремятся вернуться сюда вновь и вновь…
   Во всяком случае у нас точно возникло подобное желание.
Светлана НЕПОМНЯЩАЯ.
P.S. О путешествии на остров Валаам - в следующих номерах.
   Ещё в петровскую эпоху появилось на погосте самое значительное его сооружение церковь Преображения (1714 год), которая стала смысловым центром всего ансамбля. Преображенская церковь считается самой сложной, наиболее богато украшенной среди памятников северного деревянного зодчества. Церковь увенчана двадцатью двумя главами, которые придают зданию особое величие и царственность.
   Покровская церковь (1764 г.) меньше и скромнее Преображенской. Такого характера церкви нередко встречались на Севере, но она выделяется среди других стройными удлиненными пропорциями, изяществом девяти своих глав.
   Шатровая колокольня (1874 год) – самое позднее сооружения Кижского ансамбля. Удачно расположенная между церквями, она продуманной простотой своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода