Больше оптимизма!

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня9
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя9
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц13
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255205

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

Больше оптимизма!

   1 сентября – это праздник. 1 сентября – это радость. 1 сентября у наших детей начинается новый этап на пути к знаниям… Но не будем забывать, что для некоторых детей начало  учебного года – это стресс. И для родителей тоже. О том, как лучше подготовиться к школе, что надо учитывать, как пережить трудности, – нам расскажут психологи. Но для начала  несколько историй.

Валентина Михайловна, 50 лет, домохозяйка
   Я родила Митю в 43 года. Это настолько вымоленный, долгожданный ребенок, что всё остальное в моей жизни отошло на второй план: хорошая должность руководителя, карьера, работа, друзья, подруги, увлечения… В моей жизни для этого не осталось места. Митя родился слабеньким, долго болел, поэтому о детском саде не могло быть и речи. Я сама занималась с ребенком, в пять лет он научился читать, занимался английским языком.  В школу я решила отдать Митю с шести лет  - хочу успеть дать ему хорошее образование.
   Конечно, я нашла престижную гимназию. Конечно, я заранее встретилась с учительницей. Конечно, я предварительно обследовала класс. И мне многое не понравилось. Удивительно, как халатно относятся и родители, и педагоги к здоровью детей. Например, в классе на полу лежит линолеум. Я говорю: товарищи, ну что за дела? Вы знаете, какие вещества  выделяет этот материал? Не знаете, так я вам скажу. При солнечном свете линолеум выделяет летучие непредельные углероды, эфиры, а главное, в составе линолеума – феноформальдегид, который наносит вред органам дыхания и вызывает головные боли. Давайте соберём нужную сумму и постелим ламинат? Родители протестуют, не хотят сдавать деньги, педагог пожимает плечами.
   Далее. По правилам СанПиН, школьная мебель должна соответствовать определенным стандартам. У нас в классе у всех одинаковые лакированные столы, а где уже учёт роста? Где регулятор наклона рабочей поверхности? Затем – лампы. С 1 сентября 2011 года вступят в силу  новые санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Там – и о лампах, и об обязательных спальнях для первоклассников, и комнатах личной гигиены, оборудованных биде. Где это всё? Получается, мой мальчик будет ходить в школу, где его поджидает вредная  окружающая обстановка?!
   И ещё – мой ребенок очень домашний, очень ласковый, ранимый. Я боюсь, что хулиганистые мальчишки будут его обижать. Как мне его защитить, уберечь? Первое сентября ещё не наступило, а я уже не могу ни пить, ни есть. Хотела сразу обговорить с мужем возможность домашнего обучения нашего мальчика, но муж непреклонен – только государственная школа. Он считает, что Мите пора социализироваться. Социализироваться – значит губить здоровье.
Ирина, 36  лет, менеджер
   Мой сын Алёшка в этом году идёт в первый класс. Как его туда  затащить – даже не представляю. Дело в том, что старший сын, пятиклассник Дима, напугал малыша до  ужаса. Он рассказал ему, что в школе плохо, там водятся оборотни и вампиры, в которых превращаются учителя. Вампиры пьют у учеников кровь, орут страшными голосами, и единственное средство против них – серебряные пули. Поначалу я этого не знала. Записала Алёшу на подготовку к школе. Занятия вела та самая учительница, к которой мы попали в класс. Больших трудов мне стоило привести Алёшу в школу.  Учительница, пожилая, строгая, сурово спросила у Алёши:
- Ну и чего это ты в слезах? Не хочешь учиться?
- Не хочу.
- Позволь узнать, почему?
- Потому что вы  - чудовище.
- Я? – изумилась Анна Ивановна. – Так-так. Это  тебе мама сказала?
- Я сам знаю. Вы пьёте кровь детей.
- Кто тебе это сказал?
- Я сам знаю. Принесу  свой пистолетик с пульками и вас расстреляю…
После занятий Анна Ивановна подозвала меня к себе.
- Ваш ребенок нормален?
- Да, конечно.
- И психиатр его на учет не ставил?
- Нет, почему вы спрашиваете?
- Он собирался меня расстрелять. Принести в школу огнестрельное оружие и меня убить.
- Что вы, Анна Ивановна, вы, наверное, не так поняли!
- Я отлично всё поняла. Я давно работаю с детьми и вижу сразу, когда ребенок нормален, а когда нет. А то, что я пью кровь, это он сам придумал или с вашей помощью?
- Что вы, Анна Ивановна…
- Прекрасно. А если он решит, что в ком-то из детей оборотни, вампиры или ещё какая-нибудь нечисть, и станет их убивать, кто будет отвечать?
- Анна Ивановна, всё не так плохо…
- Вот что, Ирина Михайловна. Сводите-ка ребенка к специалисту – мне не нужна такая ответственность. Я повторяю – у вас очень странный мальчик.
   Я расстроилась. Пыталась узнать у Алёши:
- Сыночек, зачем ты хотел убить учительницу?
- Она вампир. Она пьёт кровь.
- Алеша, кто тебе сказал такой бред?!
- Я сам знаю. Я не хочу ходить в школу.
   Ситуация прояснилась вечером, когда я услышала , что ухмыляющийся Димка страшным голосом опять стал рассказывать байки о школьной жизни. Димку я наказала. Алеше втолковала, что брат просто пошутил и всё что он рассказал – неправда. Но он всё равно не хочет идти в школу. Наотрез отказывается. И дворником согласен быть, и мусорщиком. Только не школа. Не знаю, что делать…
Тамара Васильевна, 60 лет, пенсионерка
   Моя внучка Лерочка в этом году  идёт во второй класс. Первый год обучения оказался очень труден как для меня, так и для Лерочки. Она очень хотела учиться. Очень переживала, старалась делать всё лучше всех. Но то учительница Машу похвалила, а Леру не похвалила, то у соседки по парте аппликация лучше получилась – каждый раз слёзы. Лера – она максималистка. Она хочет, чтобы всегда первой быть, всегда лучшей. А не всегда получается. Как результат - то истерики у нас дома, то головные боли, то ещё что-нибудь. Учительница, мне кажется, Леру как-то недолюбливает – ну что ей жалко, что ли, похвалить лишний раз девочку? И так у нас сложные семейные обстоятельства: родители развелись, мать – моя дочь – уехала на заработки в Италию. Лера – прекрасный, умный, жизнерадостный ребенок. Но вот адаптировалась к  школе плохо. Не знаю, может, во втором классе полегче будет, но 1 сентября  я лично жду с тяжелым сердцем.
***
   За комментариями мы обратились к Оксане Александровне Жеребненко, кандидату психологических наук, педагогу-психологу.
Тревожная мама
   В первой истории Оксана Александровна обратила  внимание на тревожность мамы. Безмерная, беспричинная тревожность и пессимистический настрой мамы заранее обрекают ребенка на искаженное восприятие действительности. Мама – для ребенка авторитет, она всегда права. Значит, по мнению ребенка, критика в адрес школы правильная. Не такая учительница, не такие условия, не такой коллектив. Мама просто транслирует свои чувства сыну.
   Здесь два пути решения проблемы. Или мама берёт себя в руки и старается задушить в себе излишнюю тревожность, сдерживает бьющую через край гиперопеку (в конце концов никто ещё не умирал от якобы испарений линолеума на полу и как-то обходились раньше без биде в школьном туалете!). Или просто переводит ребенка в частную школу. Там - любой каприз за ваши деньги. Кстати, Оксана Александровна, учитывая возраст и особенности характера героини (отказалась от карьеры, друзей, увлечений ради ребенка), рекомендовала бы второй вариант. При невозможности маме измениться, конфликты в государственной школе неизбежны. И что хорошего, когда ребенка всё равно переведут в частное учебное заведение, но при этом за плечами уже будет война с педагогами, одноклассниками и их родителями? Да, в 50 лет трудно быть беззаботной. Но вот этой лёгкой  беззаботности, оптимистичности героине как раз и не хватает.
   При плохом раскладе, именно из таких «маменьких сыночков» вырастают неприспособленные к жизни мужчины, неудачные мужья, безынициативные сотрудники. Да, мама посвятила сыну жизнь. Да, она принесла в жертву всё – работу, увлечения, друзей. Другой вопрос – нужны ли были мальчику такие жертвы? Оксана Александровна просит всех мам, решившихся на «подвиг» такого вот самоотречения: не надо этого делать. Вы обделяете и себя, и ребенка. Дайте ему дышать. Ему тяжело, ему плохо от вашей гиперопеки. В будущем, кстати, ребенок этой жертвы не оценит…
Моя учительница – самая лучшая
   В истории с вампирами, по мнению Оксаны Александровны, виноваты прежде всего родители Алёши. Они должны были заранее сформировать положительный образ как школы, так и учительницы. Ведь у старшего брата, Димы, проходили же в школе какие-нибудь концерты, праздники. Надо было ему взять с собой Алёшу, показать, рассказать. Объяснить, что он теперь тоже будет взрослым мальчиком, школьником и его ожидают интересные мероприятия, друзья. И самая лучшая в мире учительница. Да! Именно так – самая лучшая. Самая хорошая, к которой всегда можно обратиться за помощью.
   В данном случае говорить об этом уже поздно. Если есть возможность переписаться в параллельный класс – перепишитесь. Вряд ли мальчик найдёт с учительницей  общий язык. Педагог, кстати, могла запросто разрулить ситуацию, но не смогла или не захотела это сделать. Может, в силу своей педагогической некомпетентности, может, в силу характера. Не стоит усугублять конфликт: можете перейти в другой класс – перейдите.
   Кстати, Оксана Александровна уверена, что с будущим педагогом начальных классов родителям  лучше знакомиться лично. Не надо полагаться на волю судьбы – в какой класс записали, в такой и записали. Не надо слушать мнение соседки, утверждающей, что Мария Ивановна – хорошая учительница, а Ольга Петровна – плохая. Только личный контакт! Понравился вам учитель – значит, понравится и вашему ребенку. Заранее поняли, что этот человек вам неприятен – лучше перейдите в параллельный класс. Родитель и учитель должны быть союзниками, единомышленниками. А если вы отзываетесь об учителе некорректно или даже не отзываетесь, но храните в душе такое стойкое убеждение – партнерства не получится. Кто пострадает? Только ребенок. С Алёшей имеет смысл поработать школьному психологу У школьных психологов  есть целый арсенал работы с первоклассниками – игры, сказкотерапия. Это должно принести результат.
Верните маму!
   История Леры и её бабушки Оксане Александровне показалась печальной. По её мнению, девочка вовсе не задалась целью извести бабушку капризами. Своим поведением Лера просто излучает боль души: верните маму. Ей очень не хватает маминых рук, маминого тепла. Ей кажется, что она станет лучшей – и мама, узнав это, тут же приедет, она хочет заслужить мамину любовь и внимание.
   - Иногда, - сказала Оксана Александровна, - нам кажется, что очень важно, чтоб у ребенка были красивые сапожки или суперкрутой мобильный телефон. И мы работаем, зарабатываем деньги – для самого любимого существа на свете. А ребенку просто нужна мама. Чтобы сидела рядом, чтобы целовала перед сном. Чтобы даже ругала иногда – но только не уезжала бы никуда. Бабушка – это хорошо. Но маму она не заменит…
   В случае невозможности вернуть мать, Оксана Александровна предлагает бабушке следующие действия: поговорить с учительницей. Объяснить ситуацию. Да, девочке нужно повышенное внимание со стороны учительницы. Пусть лишний раз похвалит. Пусть поправит бантик. Пусть иногда приобнимет за плечи. Девочке это необходимо.
Всем родителям первоклассников
   Общие рекомендации Оксаны Александровны просты. Во-первых, никаких страхов, неуверенности, беспокойства. Только оптимизм. «Ты стал взрослым. Ты будешь рано вставать – как и мы с папой. Ты будешь ходить в школу – как все ребята твоего возраста. Давай с тобой вместе составим новый режим дня». Плакат с режимом дня детально обсуждается с ребенком и обговариваются все моменты – что и когда он теперь будет делать. Об учительнице всегда говорите только с уважением. Отдельно обсудите тему туалета. Научите ребенка не бояться говорить учительнице о своем желании и не ругайте, если неприятность всё же произошла.
   Вообще, разговаривайте со своим ребенком. Не просто «как дела в школе?», а задавайте более конкретные вопросы: «Что тебе сегодня порадовало? Тебе хотелось смеяться? А плакать? Кого сегодня ругали? За что?» Ребенок, начав рассказывать, как ругали Петю или Вову, наверняка скажет, что и его ругали. Или хвалили. Расскажет, что Маша играла с Дашей и Васей, а ему тоже хотелось, но он побоялся попроситься в игру. Расскажет, что у учительницы есть хрустальная указка, от которой прыгают солнечные зайчики. И что он сидит с Ваней. И это хорошо. Так рождается общение, от  недостатка которого очень страдают дети даже успешных, преуспевающих родителей…
Подготовила Т.ПЕЛЕТМИНСКАЯ.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода