Что год учебный нам готовит
Первого сентября в школах страны начался новый учебный год. Чем он будет отличаться от предыдущего?.. Расскажем, анализируя материалы традиционных августовских конференций работников образования Белгорода и области.
От того, как сегодня будет устроена школьная действительность, какие ценности и отношения будут заложены учащимся в образовательных учреждениях, зависит уровень их подготовки, гражданская позиция.
Сегодня нужны образовательные учреждения, способные раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить к профессиональной жизни с учётом инновационного развития России.
Однако школьных, детсадовских зданий, при проектировании и строительстве которых соблюдены все новые строительные, санитарные и технологические нормы и правила, созданы условия для качественного дополнительного образования, саморегуляции и творческого развития детей, - пока ещё не так много даже в нашей благополучной области. В Белгороде, например, их только три. Каждое пятое учреждение эксплуатируется более 50(!) лет. Им необходим капитальный ремонт спортивных залов, бассейнов, столовых, пищеблоков, замена окон, фасадов, кровли. В районах аналогичная картина.
Вот почему постановлением правительства Белгородской области утверждена программа «Новая школьная инфраструктура» на 2012-2013 годы, реализация которой позволит создать условия для организации основного учебного процесса, дополнительного образования и внеурочной деятельности, физкультурно-оздоровительной работы, сделать пребывание детей в образовательном учреждении комфортным и безопасным. Это важно. Потому что
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральный образовательный стандарт второго поколения для общеобразовательных учреждений предусматривают не только получение детьми в детском саду и школе базового образования, но и освоение
инновационного поведения, предполагающего инициативность и ответственность, умения добывать и применять знания, развивать творческие способности.
Такую возможность детям дают
школы полного дня (в области они есть!), где учебно-воспитательный процесс носит непрерывный характер, где происходит чередование уроков и внеурочной деятельности, где максимально эффективно используются возможности дополнительного образования, а для каждого ученика предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальные учебные планы, учитывающие потребности конкретных детей, стали на Белгородчине реальностью.
В новом учебном году – внеурочная деятельность учащихся
станет обязательной частью образовательной программы. К этому должны быть готовы не только школьники и их родители, но и руководители образовательных учреждений, районных отделов образования. И поскольку есть проблема с помещениями для организации внеучебной деятельности в школах, им необходимо проработать вопрос о создании
ресурсных центров на базе учреждений дополнительного образования.
Основным механизмом оценки образовательных достижений школьников остаётся ЕГЭ. Но не единственным. В новом учебном году предстоит разработать и внедрить
систему оценки внеучебных достижений учащихся, обеспечить мониторинг освоения образовательной программы и оценку качества воспитательного процесса.
Признать образование инновационным и качественным невозможно, если не учитываются различные аспекты социального, психического и физического здоровья детей. Задача не просто сохранить здоровье детей, а
сформировать у них потребность в физическом совершенствовании, ведении здорового образа жизни. С этого года в соответствии с приказом Министерства образования РФ во всех школах страны
вводится три часа физической культуры в неделю. Между тем не в каждой школе есть условия для проведения качественных занятий. Но есть возможность заниматься на свежем воздухе на спортивных площадках и стадионах, использовать базу учреждений дополнительного образования.
Мы рассказали о том, какие изменения претерпит образование в новом учебном году потому, что считаем: об этом должны знать не только педагоги, но и родители, чтобы вовремя сориентироваться и помочь своим детям ходить в школу с радостью и интересом.
Наталья ЮРЬЕВА.