Во славу Троицы
На экспонирующейся в Белгородском художественном музее, выставке «Во славу Троицы» - третьем совместном проекте с Ярославским художественным музеем который реализован по программе «Достояние музеев России – белгородцам!», пятьдесят иконописных произведений XVI - начала XX веков, посвященных теме прославления и почитания триединой, неразделимой Пресвятой Троицы. Четырнадцать икон были специально отреставрированы для этой выставки и первый раз выставляются после их поступления в фонды Ярославского музея.
Большинство экспонируемых произведений происходят из храмов Ярославля и его области. Иконы отражают различные стилистические направления в искусстве крупнейшего художественного центра, каким был этот волжский город на протяжении XVI - начала XX веков. Значительная часть икон демонстрирует высшие достижения ярославской иконописной школы. Есть на выставке и раздел, посвященный иконам, связанным с народным искусством (ремесленным). Подбор экспонатов отражает широкое разнообразие иконографических сюжетов в русской православной иконописи, раскрывающих одну тему – почитания Троицы: «Троица Ветхозаветная», «Сретение», «Отечество», «Троица Новозаветная», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа» и другие.
Подвижническую деятельность по прославлению и почитанию святой Троицы на Руси вел преподобный Сергий Радонежский, а также святые Тихон, Антипий, Кирилл Белозерский и другие, образы которых также представлены на выставке.
С почитанием Святой Троицы была связана и деятельность Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Он был наместником Троице-Сергиевой лавры. После кончины более полутора веков его нетленные мощи хранились в Троицком соборе мужского монастыря Белгорода. Из фондов государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» в наш художественный музей привезена выставка одной картины – единственный прижизненный портрет Иоасафа Белгородского кисти неизвестного художника XVIII века. Выставка «Во славу Троицы», собственно, с него и начинается. Рядом несколько икон с изображением Иоасафа из фондов нашего музея. Написанные в конце XIX – начале XX века, обретены они на Белгородчине.
Около Иоасафовской экспозиции посетители стоят особенно подолгу, внимательно смотрят, молчат, словно задумываются о чем-то своем, а может, и о вечном. Ведь иконы – это на самом деле, образно говоря, свидетели вечности, значит, к нам в Белгород вместе с выставкой «Во славу Троицы» пришла Вечность.
Выставку «Во славу Троицы» можно посетить по 2 октября.
В. ИВИН.
Фото Владимира ЮРЧЕНКО.