Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня6
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя6
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц10
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255202

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

Валаам – обитель чистой красоты

   Северный Афон, честная и великая Лавра, русский Иерусалим... Так называли и называют иноческую обитель, основанную в незапамятные времена на Валаамском архипелаге, что в Ладожском озере. Сегодня на Валаам приезжают тысячи людей. Одни - прикоснуться к святыням. Другие, чтобы лучше узнать историю своей страны. Третьи - просто из любопытства.  
   26Туристов и паломников в тёплое время года доставляют на острова большие и малые суда. Впрочем, навигация длится недолго: немногим более четырёх месяцев.  Но и в это время нередки случаи, когда запланированные рейсы отменяются. Причиной тому — непогода, а также буйный нрав самого большого в Европе озера. Волны могут вздыматься на высоту до шести метров, а ветер - менять своё направление в течение получаса несколько раз. Сладить с разыгравшейся стихией удаётся не всякому. Счастье, если услышат небесные покровители. Бывалые люди не зря  говорят: «Кто по Ладоге не плавал, тот Богу не молился».
   Нам с погодой повезло. Из города Сартавала быстрая комета, на борту которой большими буквами было начертано «Андрей Первозванный», за час с небольшим доставила нас на остров. И здесь мы выяснили, что  судно названо так не случайно. Существует предание, по которому святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, самолично благословил горы острова, воздвигнув на одном из холмов каменный крест. Из Киева он добрался до Новгорода,  оттуда по реке Волхов до Ладоги, а там уж до Валаама  - рукой подать.

  27 ... Остров возник на горизонте чёрной точкой, время спустя превратившись в свинцово-бархатистую глыбу, одетую в ярко-зелёные одежды вековых дубов, пихт, сосен. Он, действительно, вознёсся над водой, оправдывая своё название. Ведь в переводе с финского valaamo - это высокая или горная земля. Комета медленно вошла в одну из главных бухт архипелага — Монастырскую. Сойдя на берег, мы оказались в водовороте... мирской суеты. Сотня туристов, приплывшая на этом судне, шумела, галдела, разыскивая своих гидов и сопровождающих. Но уже через несколько минут гомон улёгся. Туристы буквально ловили каждое слово своего экскурсовода, стараясь не упустить ни одной подробности. Ведь история этого острова полна самых разных страниц: и героических и трагических.
  25 Иноческую обитель основали два греческих монаха: Сергий и Герман. Но когда это  произошло, исследователи точно сказать не могут. Важный документ, который бы указал эту дату, - житие преподобных - не сохранился. Монастырь, который был одним из пограничных кордонов, защищавших северные славянские владения, часто подвергался набегам врагов и разорению. А в 1582 году он был сожжён шведами до последней кельи. В огне погиб ценнейший архив по ранней истории монастыря, в том числе и житие Валаамских чудотворцев. Но древние летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа в середине двенадцатого века и о том, что братия, дабы избежать осквернения святыни, спрятала их глубоко в скале на острове Валаам. Там, «под спудом», они пребывают и поныне, в  Спасо-Преображенском соборе монастыря. Собор этот — краса и гордость иноческой обители... Высокий, светлый, величественный.  Его стены, колонны покрыты удивительной  росписью. По преданию секрет красок для создания неба необыкновенного цвета передал валаамской братии художник А.И.Куинджи, а некоторые из росписей создавал И.Е.Репин.
   - В монастырь не уходят, - говоря об иноческой жизни, заметила наша экскурсовод. - Туда приходят, чтобы совершенствовать себя и всё вокруг.
   24С молитвой на устах монахи трудились, не покладая рук.  Именно поэтому им удалось превратить каменистые скалы и утёсы в удобное  для жизни место. Со временем на острове появились кирпичные заводы, лесопилки, литейные,  кожевенные и швейные мастерские, были основаны рыбный и конный заводы, построено более сотни километров дорог, пристани. Монахи возводили церкви, скиты.  В их садах только яблонь насчитывалось шестьдесят сортов. Тыквы и арбузы, выращенные на монастырских грядках, занимали призовые места на сельскохозяйственных выставках в Европе. (Ну разве  могли там не заметить тыкву в тридцать килограммов и десятикилограммовый арбуз). И это при том, что земли-то на острове практически нет. Его скалы, по словам нашего гида, это вулканическая порода — габбродиабаз, на двадцать процентов состоящая из железа. А земля здесь, по одной из версий, появилась благодаря стараниям паломников и монахов. Якобы каждый, кто приезжал на остров, привозил с собою горсть земли с материка. Однако наш гид поведала другую версию. По её словам, сады разбивали на земле, которую монахи создавали искусственно. Они измельчали габбродиабаз, добавляли в него известь, навоз, почву из низин. Вот на этой смеси и росли неприхотливые деревья. Хотя таковыми  их  можно назвать лишь с долей сомнения. Существует история о том, что один из богатых купцов пожаловал монастырю баржу чернозёма. Но, увы, на этой почве ни одно растение  не прижилось.
   19Духовным обновителем и восстановителем Валаамского монастыря называют игумена Назария. Это по его архитектурным проектам обитель возродилась в начале девятнадцатого века в камне и кирпиче, которые были надёжнее дерева.  Дело Назария продолжил игумен Дамаскин.  При нём значительно увеличилось число братии. На островах Валаамского архипелага строили удивительной красоты скиты, часовни. Над их проектами трудились опытные художники-архитекторы. Появилась здесь гостиница для паломников. А их в начале двадцатого века в течение лета приезжало на остров уже более пяти тысяч человек.  Не обходили вниманием обитель и августейшие особы. В 1819 году на Валаам без всякой свиты прибыл император Александр I, поразивший братию своим смирением. Он просил относиться к себе как к рядовому паломнику, руки не целовать и не кланяться. Все три дня он усердно молился. А про его общение с одним из отшельников рассказывают следующее. После долгой беседы  старец угостил гостя репой со своего огорода. Но вот незадача, ножа под рукой не оказалось. Тогда император заметил : «Я солдат и съем  по-солдатски», и стал очищать репу зубами... Посещал монастырь и Александр II со своим большим семейством.
   20Революция 1917 года нарушила монастырскую жизнь, но, как ни странно, на время она сохранила обитель от разорения большевиками. Дело в том, что Валаам оказался на территории Финляндии, получившей в начале 1918 года независимость. В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. И в феврале 1940-го остров бомбили семьдесят советских самолётов. Казалось бы, монастырь должен быть стёрт с лица земли. Но этого не произошло. Да, он был серьёзно разрушен, но Спасо-Преображенский собор чудом сохранился. Бомба, упавшая в нескольких метрах от его центрального входа, не взорвалась. Ну что это, как не чудо! Монастырская братия постепенно эвакуировалась с острова. А после подписания мирного договора между  Финляндией и Советским Союзом, по которому Валаам отходил к СССР,  все монахи покинули остров. 18 марта 1940 года двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол известили о том, что обитель умерла. Конечно, валаамские иноки надеялись  вернуться на родной остров снова, но Бог судил иначе. В Финляндии они основали другой монастырь, получивший впоследствии название Новый Валаам. Там и хранятся почти все святыни, вывезенные в 1940 году с острова в Ладожском озере.
  21 Старый же Валаам на долгие годы был обречён на забвение. В 1949 году на острове был создан совхоз, оказавшийся нерентабельным. А с  1952 года Валаам стал пристанищем для безруких и безногих инвалидов  войны, которых вывезли из больших городов, дабы они не портили их облик своим ущербным видом. Стремительно, буквально за несколько десятилетий, беспощадно было разрушено то, что создавалось веками... В Спасо-Преображенском соборе из-за конденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена   перед мощами великих валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре одной из церквей открыли магазин. Каменные скиты разбирались на кирпич, а деревянные использовались как легкодоступное топливо.  Сжигали деревянные часовни, старые церковные книги, иконы. Ещё немного и на острове  не осталось бы ничего, что могло  рассказать о жизни монастыря...В 1979 году Валаам был объявлен историко-архитектурным и природным музеем-заповедником, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников. А десять лет спустя монастырь был возвращён Церкви. На святую землю после многих лет опустошения обители ступили шесть иноков.
  22С приездом монахов постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Возобновились службы, начались реставрационные работы. Новым этапом в истории возрождения обители стало создание попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году  завершилась  реставрация живописи собора. А это немного-немало — более пяти тысяч квадратных метров... Восстановлены одиннадцать скитов из тринадцати существовавших. Есть на архипелаге и монахи-отшельники. Но сколько их — неизвестно. Эта информация  для любопытствующих закрыта. Известно лишь, что сегодня обитель стала родным домом для двухсот монахов.
   Кстати, Валаам сегодня — это не только иноческая обитель. Это и административная единица республики Карелия, где есть детский сад, школа и даже подразделение госавтоинспекции. Здесь живут потомки инвалидов-переселенцев, люди, начинавшие восстанавливать древние постройки. Их квартиры — во внешнем каре монастыря. «В настоящее время ведутся переговоры о переселении этих людей на материк, - сообщила нам гид. - Но все понимают, что это необходимо сделать очень тактично, без ущемления интересов местных жителей».
   Монастырь во все времена принимал паломников и страждущих по-отечески: снабжал хлебом, семенами, овощами, кормил. Эта добрая традиция сохранилась и поныне. Нас пригласили в трапезную, угостили монастырской постной едой. Овощной супчик, макароны с рыбой, компот из сухофруктов оказались удивительно вкусными и пришлись очень кстати. Мы, действительно, немного устали, а впереди нас ожидали очередные открытия и дальнейшее  знакомство с островом. Мы поднялись на гору Елеон к Гефсиманскому (Жёлтому) скиту, устройство которого завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», побывали в Воскресенском (Красном) ските, нижний храм которого устроен наподобие пещеры Иерусалимского храма Гроба Господня (Кувуклии), полюбовались чудесной природой. Но к моменту расставания с островом выяснилось, что мы многого не увидели. И это, конечно, расстроило. Гид, заметив это, попыталась нас успокоить, уверив, что даже она, проработав здесь три года экскурсоводом, находит такие места, в которых до этого не бывала.
   «Андрей Первозванный» отправился на материк в назначенный час. Мы долго провожали взглядом гранитные уступы, маковки церквей на скалистых утёсах: восстановленные и ещё одетые в леса, кряжистые дубы, былинные ели, с ветвей которых клоками свисает мох. Остров таял вдали, уменьшаясь в размерах. А в душе звучали слова монастырского гимна, которыми нас встретили на пристани.
О чудный остров Валаам!
Рука божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель чистой красоты.
   Возрождайся, Валаам! Привечай богомольцев, врачуй скорби и недуги страждущих, обретай новую мощь и силу. А мы будем рады возможности вновь вступить на твою святую землю.
Светлана НЕПОМНЯЩАЯ.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода