Зелёному тарифу дадут зелёную дорогу
Оценив, наконец, важную роль альтернативной энергетики в развитии экономики страны, российские власти вплотную занялись правовым регулированием этого «нетрадиционного» сектора. Первым шагом стала разработка так называемого «зеленого тарифа» - специальной цены, по которой будет закупаться электрическая энергия, выработанная на объектах, использующих возобновляемые источники энергии. Параллельно идет процесс подготовки и обучения специалистов, способных трудиться в этом направлении. Одним из них стал молодой белгородец Степан Мироненко. Он только что вернулся из стажировки в Нидерландах и готов рассказать читателям «СМЕНЫ» о том, как экотехнологии влияют на Европу и какое «альтернативное» будущее ждёт Россию.
- Степан, как Вы попали на стажировку?
- После защиты диплома в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в Москве, где я обучался на факультете инновационного бизнеса, мне предложили пройти производственную практику. Я познакомился с представителями фирмы Host-company – крупнейшим предприятием в Нидерланадах по строительству биогазовых установок, которая как раз искала выходы на Российский рынок. После заполнения всех необходимых документов отправился в Голландию. В общей сложности стажировка проходила 5 недель, из них 3 недели я провел в непосредственно компании, а 2 недели в бизнес-академии. Обучение, к моей радости, оказалось полностью бесплатным и проходило в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.
- Чему там учили?
- Компания, в которой я стажировался, работает в сфере возобновляемой энергетики. Мне показывали технологии, используемые для утилизации отходов, производства биогаза, получения электроэнергии и органических удобрений. Оказалось, что биогазовые установки очень популярны в Европе: их в большом количестве покупает Великобритания, Румыния, Польша и некоторые другие страны Евросоюза. Я узнал, что под каждое хозяйство, в зависимости от его размеров подбирается своя станция. На маленьких фермерских установках в результате переработки отходов можно получать 60кВт/ч электроэнергии, на крупных промышленных – от 300кВт/ч до 1Мвт. Естественно и стоимость у них соответствующая. Если считать в рублях – то от 80 млн рублей (за установку производительностью 360кВт/ч) и выше.
- Почему Вы решили заниматься биоэнергетикой?
- Изначально я вообще не имел никакого отношения к сельскому хозяйству, по первому образованию я технарь – инженер – строитель, и в первый раз столкнулся с ним во время работы в Ростехнадзоре, где курировал строительство объектов энергетики. Там я впервые столкнулся с тем, что в Белгородской области да и вообще в России сложно решается вопрос с утилизацией отходов. Можно избавляться от них, удобряя поля, а можно энергию дополнительную получать и качество удобрения повышать на 20%. Использование биогазового оборудования вообще решает целый ряд проблем: от производства высококачественных удобрений, получения станций по выработке электроэнергии до глобального повышения уровня энергозащищенности страны и снижения количества выделяемых в атмосферу парниковых газов.
- Как по - вашему, есть ли будущее у экотехнологий в России?
- Если государство не будет поддерживать производителей альтернативной энергии, дело не сдвинется с мертвой точки. И строительство установок будет явлением единичным. Тогда как, например, в Нидерландах биомассовой энергетикой занимаются уже более 12 лет. По всей территории страны насчитывается порядка 300 таких установок. И количество постоянно растет. В соседней Германии их уже 3000. Государство ведет взвешенную политику баланса между возобновляемыми и невозобновляемыми источниками энергии. Предприниматели строят эти станции, а правительство дотирует каждый киловатт произведенной электроэнергии.
- Что даст введение «зелёного тарифа» и как он будет действовать?
- Введение этой специальной цены позволит: во-первых, сократить срок окупаемости биогазовых установок, во-вторых, существенно увеличить их численность в России, а в-третьих отрегулировать поставку в государственную сеть дополнительной «экологической» электроэнергии. Пока же, срок окупаемости одной подобной станции в России при действующих тарифах составляет 20-30 лет. В Европе он гораздо меньше. Потому что, там цена одного киловатта «зеленой» электроэнергии на оптовом рынке составляет от 5 до 7 евроцентов, а государство дает дотацию до 17 евроцентов за каждый произведенный киловатт электроэнергии. Это и есть действие «зелёного тарифа». Государственная поддержка осуществляется также в виде грантов, субсидий и специальных сертификатов, разрешающих подобную деятельность.
- Над чем Вы сейчас работаете?
- После окончания стажировки меня пригласили представлять компанию в России. И в данный момент я как раз занимаюсь тем, что ищу предпринимателей, которые хотели бы установить у себя на животноводческих и сельхозпредприятиях предприятиях такие станции. Плюс именно наших установок в том, что они способны перерабатывать абсолютно всё: от отходов жизнедеятельности животных и птиц до кукурузы и шелухи подсолнечника. Голландские фермеры, по этому поводу даже шутят: если опустить корову целиком, то и её переработает. В Калужской области один бизнесмен заинтересовался нашим проектом. Он все просчитал и решил, что строительство такой станции ему будет выгодно. Он решил установить станцию, работающую на отходах крупного рогатого скота и зеленой массе, которая будет выращиваться рядом на полях. Для фермерского хозяйства предпринимателя это станет возможностью получения дополнительной «зеленой» электроэнергии, удобрений и тепла. Тепло планируют пускать на обогрев коровников и на отопление теплиц для выращивания цветов. Установка обеспечит замкнутый непрерывный цикл работы: полученную электрическую энергию пустят на собственные нужды, выработанное тепло сгодится для обогрева цветов в теплицах, органические удобрения – внесут в теплицу и почву для повышения урожайности полей. Надеюсь, это будущее хозяйство станет примером разумного обращения с отходами в России.
Интервью подготовила
Светлана МАРТЫНОВА.