Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня6
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя6
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц10
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255202

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


5 star luxury nile cruise | |

Решать продовольственные
задачи экологичным способом

   Мы продолжаем рассказывать о белгородских инновациях в сфере возобновляемой энергетики. Недавно, один из авторов концепции развития биоэнергетики и биотехнологий Белгородской области на 2009-2012 Алексей Аваков раскрыл “Молодой Смене” некоторые аспекты своего нового перспективного проекта создания энергокомбинатов.

   Алексей Агасеевич, в чём новизна и изюминка Вашего проекта?
   -  Новизна не только моя, а авторского коллектива: Николая Жарникова, Станислава Печерского, Александра Гарзанова. Мы противники создания отдельных, индивидуальных БГУ по ряду причин:
   - это «головная боль» для собственника в порядке инженерно-технического обслуживания;
   - окупаемость отдельной БГУ длительна – 8-10 лет, и ускорение возврата вложений в основном обеспечивается государственной казной и, соответственно, налогоплательщиком.
   Отталкиваясь от противного, мы разработали проект создания централизованного «ЭнергоКомбината». В чём идея поясню:
   - отдельная БГУ это 60-80 млн. рублей инвестиций и на выходе генерируется 200-400квт/час электроэнергии и около 130м3 шламожидких удобрений, которые требуют лагун ёмкостью 20000м3 для зимнего хранения – экологический эффект 100%, а технологический и сельскохозяйственный относительно невысокие;
   - а в нашем проекте, возьмем к примеру Шебекинский район, где в радиусе 20км расположены более двух десятков объектов животноводства и птицеводства твёрдые отходы, 70-75% влажности, свозятся в центр на «ЭнергоКомбинат». Суммарно это около 2000-2500т/сутки биоотходов, а с иловыми и жировыми отходами более 3500т/сутки. «ЭнергоКомбинат» метаногенерирует биогаз, из которого производится: 6-7Мвт электроэнергии, что даёт суточную доходность (при двойном тарифе на «зелёную энергию» порядка 6 рублей/квт) – 1000 тыс. руб./сутки (1 млн.руб./сутки); при этом остаётся около 1-1,5Мвт в пересчёте на биогаз, который перерабатывается в биометан – моторное топливо для автотранспорта и покрытия нужд логистики. Получая биометан – получаем попутно сжиженную углекислоту (около 40% от объёма биометана), а это коммерческий продукт.
   Электроэнергия вырабатывается на газопоршневых агрегатах (ГПА) с побочным продуктом – сбросным теплом порядка 10-11Мвт, которое полностью утилизируются на производство сухих и зольных удобрений и на отопление биореакторов, помещения.
   Изюминка нашей новации – 100% утилизация ранее непроизводительного, сбросного тепла для производства сухих гранулированных удобрений и твёрдотопливных пеллет из подстилочного помёта. Пеллеты сжигаются, а это в свою очередь генерация дополнительного тепла для зимнего периода и производство зольных калийно-фосфорных минеральных удобрений. В этом вторая основная новация – производство полного ряда удобрений: жидких, твёрдых, сухих, зольных экологически чистых и высокоэффективных по взаимозаменяемой системе – зимой сухие и зольные с фасовкой; летом жидкие и твёрдые с утилизацией, на возвратной основе, на сельхозугодьях собственников отходов. Организуется замкнутый, экологически безопасный и полезный для возрождения чернозёмов, круг: «Отходы – удобрения –растениеводство – корма».
   - Каков же главный эффект от создания «ЭнергоКомбината»?
   - Экологический, социальный, демографический, тот, который рублями не измерить. Однако он даёт и существенный доход, путем приема и  переработка биоотходов – собственник должен платить около 300 рублей за тонну отдаваемого «топлива» или забирать (но уже подороже) обогащённые органоудобрения в жидкой и твёрдой форме в период «весна – лето – осень». Приём отходов на переработку даёт дополнительный доход 400-600т.руб/сутки, и с учётом продаж сухих и зольных удобрений – добавьте ещё 300млн.руб./год что с исключением эксплуатационных затрат и заработной составляющей: механики, инженеры КИПиА и АСУТП, водители, ИТР, надстройка ,накладные расходы, обусловит прибыль не менее 300млн. рублей. C обязательной государственной поддержкой затраты составят порядка 600-700млн. рублей. Но это уровень олигарха, а не рядового инвестора.
   Здесь арифметика проста и наглядна – одна установка 70млн. рублей и 300квт/час электроэнергии, «ЭнергоКомбинат» тянет на 600-700 млн. руб., но дает в 20 раз большее количество электроэнергии и обеспечивает дополнительную высокую доходность от реализации удобрений, углекислоты, моторного топлива.
   - При такой выгоде и высокой прибыли почему нет очередей инвесторов?
   - В ответе на этот сложнейший, а с виду очень простой вопрос, и кроется основной клубок противоречий не позволяющий внедрять БГУ и, тем более в инновационной форме, отличной от западных технологий, хотя в Германии широко развита сеть централизованных БГУ с целью выработки «зеленой бонусной энергии».
   Это три типично характерные для России причины:
   1.Общество сегодня разрешает ведущим игрокам рынка АПК утилизировать закисленные, экологически «грязные» и болезнетворные массы отходов на свалку или собственные поля. При этом «игроки уверены», что «удобряют» черноземы, так как органоформа в отходах изначально все же присутствует.Главный постулат «игрока» - мои отходы, моя земля и я не буду тратиться на их (отходов) ферментную очистку безопасность и обогащение, и так сойдет. И пока «сходит».
   2.Локальное БГУ это реально головная боль для собственника: высокие первичные затраты; необходимость в специалистах – биотехнолог, КИПиА, механик; при отсутствии гос. поддержки, в виде бонусов и преференций, низкая окупаемость 10 лет.
   3.И наконец третья - основная причина. С советских времен и по вчерашний день внедряется и практикуется ущербная государственная стратегия развития чего-либо: «Догнать, решим задачу (продовольственную программу) как можно быстрее и больше».
   Развитие АПК происходит по той же схеме: «Комплекс – корма – птица/животные – мясопереработка – прибыль – новый комплекс – и т.д.».Именно такой подход, исключающий из цикла отходы производства и их переработку, и породил ту экологическую ситуацию с клубком проблем которые мы пассивно наблюдаем. Развитие АПК должно и обязано происходить на основе неразрывной связи между животноводством/птицеводством и земледелием, существующей в виде замкнутой цепочки: «Корма – животные/птица – навоз/помет/стоки – удобрения – земледелие – корма».
   Главный ресурс с/х – плодородная почва. Без нее невозможно произвести ни мясо, ни молоко, ни корма и без нее невозможна интенсификация и инновация продовольственной программы. Отсюда отходы с/х вместо полноценного источника плодородия почв, возрождения черноземов стали лишь головной болью производителей. В итоге мы имеем зараженную и истощенную почву, загрязненные водоисточники, отравленную биосферу и рост заболеваемости населения и в целом деградацию среды обитания в зонах функционирования крупных (животноводческих/птицеводческих) предприятий. Дальнейшая реализация федеральной продовольственной программы по ущербной схеме неизбежно обострит эти проблемы из-за роста объемов отходов до критической ситуации.
   - И как же разрубить этот гордиев узел, какие существуют пути решения проблем?
   - Нужно изменить точку зрения и признать, что отходы (помет, навоз. ил, жиры) – более выгодная продукция, чем мясо, яйца и прочие производные. Здесь требуется только высокоприбыльная переработка с доведением до товарного вида.
   Потребуется коренное изменение ситуации путем разработки и внедрения комплекса мер законодательного и экономического характера, делающих переработку отходов и экологические мероприятия экономически привлекательными видами бизнеса.
   Предлагаемый комплекс, это:
· Льготное кредитование;
· Налоговые льготы;
· Зеленый тариф с бонусом на отпущенную электроэнергию;
· Компенсация затрат на прием, переработку отходов и очистку стоков;
· Создание директивно контролируемого внутреннего и внешнего рынка обращения органических удобрений;
· Стимулирование «зеленой бонусной маркой» создание производства и рынка экологически чистых и безопасных продуктов питания;
   В качестве ближайших практических мер по решению экологических проблем отрасли мы предлагаем:
· Ужесточение административной и введение уголовной ответственности за нарушение НТП-17-99. В частности, введение штрафных санкций в размере 10-кратной платы за неправомерное хранение и размещение помета свиностоков и прочих отходов.
· Оставить плату за размещение помета (497 руб./т) в распоряжении предприятий, и направить ее целевым образом на создание комплексов по переработке помета в удобрение и биогаз.
· Ввести льготное кредитование мероприятий и комплексов по переработке помета, непищевых отходов и очистке стоков со сроками возврата 5 лет и началом возврата после пуска перерабатывающих комплексов
· Установить «зеленый тариф» на электроэнергию, выработанную на помете/навозе и отпущенную в сеть с коэффициентом не ниже 2 к тарифу, действующему в данном регионе
· Убрать налог на прибыль для предприятий участников (инвесторов) создания перерабатывающих комплексов на период организации и строительств (не менее 3-х лет), а для самих комплексов на период выплаты кредитов (5 лет).
· Обеспечить бесплатное подключение к электросетям дополнительных мощностей комплексов по переработке отходов.
Материал подготовила Светлана МАРТЫНОВА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода