…И помним, чем обязаны мы Вам

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня12
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя12
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц16
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255208

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

…И помним, чем обязаны мы Вам

   Валентина Гавриловна Рудакова как труженица тыла зачислена в когорту ветеранов Великой Отечественной. К одной из праздничных дат она вместе со своими сотоварищами получила поздравительное послание от Президента страны Д.А. Медведева, в котором есть такие строки: «Мы гордимся вами. И всегда помним, что обязаны вашему поколению мирной, свободной жизнью. Ваш подвиг – это пример доблести и самоотверженного служения своему народу».

   Все эти слова о подвиге, доблести и чести можно отнести и к послевоенной жизни Валентины Гавриловны. Ведь она – ветеран педагогического труда и за сорок лет работы вывела в люди не одно поколение учеников. Ну чем не самоотверженное служение Отечеству?
   ...Валентина была третьим, младшим ребенком в семье, да к тому же поздним, появления которого на свет родители уже и не ждали. А потому ей досталась львиная доля любви, заботы и внимания близких. Судьба словно спешила компенсировать грядущие невзгоды.
   С приходом немцев жителям предместья Сталинграда Рудаковым пришлось покинуть свой пусть небольшой, но добротный домишко. Нагрянувшие непрошенные гости с автоматами наперевес дали понять, что отныне всё вокруг принадлежит им. Мама Вали попыталась было воспротивиться произволу. В ответ на неповиновение один из солдат сильным, на мужчину-соперника рассчитанным ударом отшвырнул её в сторону. Женщина упала, ударившись головой о каменную плиту, потеряла сознание. Кинувшийся на выручку матери сын тоже едва остался жив. Пришлось семейству вкупе с соседями обустраиваться в наспех вырытой землянке.
   Вскоре в городе начались аресты непокорных, устраивались показательные расправы. Особо рьяно захватчики охотились на евреев. А по воле случая в домах многих знакомых Рудаковых жили еврейские ребятишки. Они были ленинградцами, успевшими хлебнуть ужасы блокады. Их поездом эвакуировали вглубь страны вместе с матерями. Однако сложностей переезда некоторые измождённые выпавшими на их долю испытаниями женщины не перенесли, умерли в дороге. Детей ссадили с эшелона под Сталинградом.
   Поначалу встал вопрос об отправке сирот в приют, но сердобольные местные жители разобрали ребятишек по домам. И как ни старались скрыть от оккупантов, какой национальности приёмыши, находились нелюди, выдававшие и детей, и пожалевших их взрослых...
   Начавшаяся после изгнания гитлеровцев эпопея восстановления разрушенного хозяйства потребовала мобилизации всех уцелевших жителей Сталинграда, в том числе и подростков, таких как Валя Рудакова. Девочка устроилась на работу в колхоз. Трудилась наравне со взрослыми, физически крепкими женщинами. Сено, например, скирдовала. За день уставала так, что и ночью, во сне, по словам мамы, передвигала руками, словно бы выполняя уже хорошо отработанное действие: сгрести вилами сено, подбросить его вверх, сгрести, подбросить…
   Весть о Победе в семье встречали поистине со слезами на глазах: война унесла жизни отца и брата Вали. Мама до конца своих дней не могла смириться с этой потерей. И продолжала ждать возвращения сына с фонта, на любой стук в дверь откликаясь с надеждой: «Сынок?».
   Когда настала пора определяться с выбором профессии, Валя с подружкой подали документы в медицинский вуз. Однако устроенное старшекурсниками ещё во время вступительных экзаменов посещение анатомички охладило пыл девчонок. И они быстренько перевелись в педагогический институт, на биолого-химический факультет.
   После получения диплома Валентину Гавриловну распределили в небольшой городок  Кяхта в Бурятии. И, оценив способности молодого специалиста, практически сразу предложили ответственную должность завуча. А через год Рудакова стала директором школы.
   Отсутствие опыта искупалось несокрушимым стремлением к совершенству, позволившим ей довольно быстро и уверенно освоиться в предложенной роли. К тому же школа была новая, а коллектив педагогов – молодой. Так что все они – и директор, и учителя  оказались в равных условиях.
   Молодецкий азарт Валентины Гавриловны и её коллег стал залогом насыщенности жизни школы всевозможными интересными начинаниями: играми, конкурсами, литературными вечерами, спортивными состязаниями, туристическими походами, поездками по памятным местам края. И всюду в числе неизменных участников была директор учебного заведения.
   Приходилось Валентине Гавриловне и по подвалам, чердакам лазать, собирая своих беспокойных подопечных. Пережившие ужасы войны, потерявшие отцов на фронтах, они требовали к себе особого подхода, который Рудакова находила интуитивно – самой же довелось многое пережить. Поэтому даже считающиеся трудными пацаны ей доверяли беспрекословно, называя не иначе как Мать.
   После шести лет работы в Кяхте Рудакова переехала в столицу Бурятии – Улан-Удэ. Её назначили директором школы, которую ещё надо было возвести. Вернее, преобразовать под учебные цели здание общежития.
   У кого другого, пожалуй, от такой задачи руки бы опустились. Но Валентина Гавриловна хорошо помнила, во что превратился родной Сталинград в годы войны и как он преобразился после Победы, в том числе и стараниями местных жителей. Поэтому сложности предстоящей работы её не испугали, наоборот – вдохновили. И в итоге школу стали сравнивать с цветущим садом. По настоянию Рудаковой при учебном заведении появилась собственная котельная – дабы не зависеть от состояния городских теплосетей. Это позволило соорудить нечто вроде оранжереи. И в любое время года школа утопала в цветах.
   Поддерживать созданный порядок было нелегко. Тем более что на помощь сверху рассчитывать не приходилось, только на собственную хитрость. Там – ведро олифы выпросит, сославшись на интересы подрастающего поколения, тут – канистру краски. Ещё, спасибо, заводские шефы помогали. Выручали и трудовые десанты школяров – поездки на сбор картошки, капусты (Рудакова, кстати, всегда отправлялась вместе с ребятами, считая личный пример куда как доходчивее проповедей). На заработанные деньги для учебного заведения приобреталось что-нибудь из оборудования, предметов декора. Валентина Гавриловна понимала важность таких «мелочей», как шторы, ковровые дорожки или картины на стенах, создающих благоприятную эстетическую среду.
   Решая насущные проблемы, директору приходилось пропадать в школе до девяти-десяти часов вечера. Муж с сыном к таким издержкам в семейной жизни старались относиться с пониманием. А вот свекровь, случалось, её общественной женой называла. Валентина Гавриловна ведь даже фамилию после свадьбы менять не стала – из-за неминуемо возникших бы сложностей при оформлении официальных бумаг, где она значилась как Рудакова…
   По не зависящим от неё причинам, Валентина Гавриловна была вынуждена уехать из Бурятии в Алма-Ату. Начальство отпускать её не хотело. Вслед за ней даже заведующего гороно откомандировали. Он прибыл с предложением возглавить одну из пяти школ на выбор, пообещал квартиру улучшенной планировки. Пришлось ему отказать, сославшись на уже взятые на себя обязательства. Сразу же по прибытии в новый город она получила под свою опеку школу. И посвятила ей без малого тридцать лет жизни…
   В Белгород Валентина Гавриловна перебралась по настоянию сестры. К тому времени Рудакова уже вышла на пенсию, схоронила мужа. Начались нелады со здоровьем. Всё это вместе взятое побудило её согласиться на переезд. Вдвоём с сестрой, решила она, будет легче. Да и не так тоскливо.
   Обидно низкая пенсия и не слабеющая с годами жажда деятельности заставили её заняться репетиторством – она вела уроки на дому для школяров, готовила к поступлению в вузы абитуриентов.
   Как маститого педагога В.Г. Рудакову часто приглашают для обмена опытом коллеги. А недавно она вошла в состав наблюдательной комиссии при сдаче ЕГЭ в белгородском техникуме общественного питания.
   Её главная нынешняя отдушина – внуки и хор ветеранов войны и труда, где можно поностальгировать, спев любимые песни, или пообщаться со сверстниками, такими же ветеранами, к судьбе каждого из которых применимы использованные президентом в праздничном поздравлении эпитеты и заверения: помним, любим.
Ирина ДОРОНКИНА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода