Внимая музыке прекрасной…

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня11
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя11
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц15
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255207

Кто на сайте

Сейчас 3 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

Внимая музыке прекрасной…

   В последнее время поход в Белгородскую государственную филармонию сулит одну приятную неожиданность за другой. И дело даже не в звёздах первой величины, которые зачастили к нам. Пусть приезжают ещё чаще, мы будем этому только рады. Дело в том, что филармония стала настоящим Храмом высокого искусства, куда собираются люди, ещё вчера имевшие более чем смутное представление о музыкальном классицизме, романтизме, реализме, модернизме, авангарде, андеграунде… С трудом отличавшие Баха от Бетховена, Чайковского от Римского-Корсакова, Стравинского от Шостаковича, Шнитке от Губайдулиной…

   Хватает таких и сегодня. Но ходить в филармонию стало престижно. И музыку послушать (а заодно разобраться в ней хотя бы на чувственном уровне), и себя показать, и на других посмотреть…
   Тем более что концертные площади только расширяются. Как мы радовались ещё год назад открытию большого филармонического зала, а сейчас ждём-не дождёмся, когда распахнёт свои двери органный. Но и это ещё не всё. Недавно гостей принимал и камерный зал, в котором собрались любители вокальной музыки. Свободных мест просто не было, зато цветов принесли если не «миллион, миллион алых роз», то очень и очень много. Прекрасная традиция, и дай Бог, чтобы она не умирала. Как не умирала бы традиция вокальных вечеров, когда слушателю предлагают не только известные произведения, но и сочинения, редко исполняемые для широкой публики.
   А концерт «Волшебной силы песнопенья» именно так и был творчески построен. Спасибо всем солистам и, конечно, концертмейстеру, заслуженной артистке России, лауреату многочисленных международных конкурсов Людмиле Петровне Петровой. Во втором отделении мы услышали только русскую музыку: романсы Петра Чайковского, Михаила Ипполитова-Иванова, арии из опер Александра Даргомыжского «Русалка» и Александра Бородина «Князь Игорь»… Звучали романсы на стихи Пушкина, Дельвига, безвременно  ушедшего и незаслуженно забытого Дмитрия Ратгауза, а также народные (или ставшие народными) песни. Одна из них – «Песня о блохе» Модеста Мусоргского.
   Признаюсь, слышала её не десятки - сотни раз. Даже на поскрипывающей и чуть завывающей от времени пластинки с голосом Фёдора Ивановича Шаляпина. Но никогда и помыслить не могла, что слова этой песни принадлежат… Гёте. Воистину, век живи - век учись. Впрочем, сомневаюсь, что на родине автора «Фауста» её хоть кто-нибудь помнит. А в России  это классика басового репертуара!
   Многие белгородские поклонники музыки расстроились, когда узнали, что нашу филармонию покинул (по семейным обстоятельствам) бас Михаил Мальцев. Остался народный артист России бас-баритон Евгений Григорьев, но в последнее время он из-за педагогической и административной работы не может уже столько времени уделять сцене. И что же делать?
   - Искать, - уточнил художественный руководитель Белгородской филармонии И.Г. Трунов, - и нашёл-таки! Да не где-нибудь за тридевять земель, а в соседнем Курске. И какого певца! Андрей Капралов в свои 28 лет успел окончить Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, «засветиться» на четырёх международных конкурсах, спеть на оперных сценах Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона...
   Вот и на концерте в Белгороде он буквально покорил нашу публику. «Браво! Браво!» - кричали молодому певцу и когда он пел трагическую исповедь высокородного пленника из оперы  Бородина «Князь Игорь», и когда исполнял игривую арию мельника из «Русалки» Даргомыжского, и его же лирические романсы «Я вас любил», «Минувших дней очарованье», и после серенады  Дон Кихота Д. Кабалевского… А уж когда начал «Улицу, улицу…» Александра Дебюка – в зале стоял такой неподдельный смех, что слёзы катились градом из глаз от уморительного зрелища – по сути юмористического мини-спектакля.
   Андрей Капралов открывал и первое отделение концерта, где звучали произведения только на языке оригинала: итальянском и немецком. В его исполнении мы услышали арию Филиппа II из оперы Дж. Верди «Дон Карлос», где он предстал перед нами в образе  измученного тоской  и непониманием короля, познавшего, что такое предательство любимой женщины, и понимающего, что трон, деньги, любовь придворных не могут заменить человеческого тепла и любви. И совсем другим мы увидели артиста в арии Прочиды из оперы «Сицилийская вечерня» Дж. Верди. Здесь герой готов к битве с врагами, к тому, чтобы возглавить восстание сицилийцев против чужеземных захватчиков.
   Я так много внимания уделила Андрею Капралову, потому что он совсем недавно поёт на сцене Белгородской филармонии. И очень хотелось, чтобы публика по-настоящему приняла молодого вокалиста, тем более что он достоин и внимания, и любви наших зрителей. Как достойны их и другие молодые вокалисты - Наталья Воскресенская и Наталья Пашун. Многие пришли на концерт специально, чтобы послушать дуэты белгородских певиц, зная, что этой весной они вместе с Л.П. Петровой завоевали первую премию на международном конкурсе. И не где-нибудь, а в Италии, в Пезаро - родном городе несравненного Дж. Россини. О премии белгородкам сообщили чуть раньше официального оглашения результатов. И предупредили, что как победительницам им надо принять участие в гала-концерте.
   Наши вокалистки, конечно же, согласились. Но почему-то были уверены, что их попросят спеть что-нибудь из отечественной классики или русскую народную песню «Выйду ль я на реченьку», которая так понравилась членам международного жюри.  Однако русским исполнительницам предложили исполнить «Гребные гонки в Венеции» Дж. Россини. Быть может, несколько странное название для композиторского сочинения, но для зрительского слуха – просто волшебное.  Казалось, не голоса певиц (сопрано и меццо-сопрано) переливались в модуляциях, а как будто воды венецианских каналов журчали, подвластные средиземноморскому бризу.
   Однако в Пезаро судьба улыбнулась не только Наталье Воскресенской и Наталье Пашун, но и заслуженному артисту России Владимиру Бойко. Несколько лет назад здесь он завоевал вторую премию. Если учесть, что в конкурсе принимали участие певцы из десятка стран и городов, то этот успех был более чем заслуженный. Вот только жаль, что спустя время мы уже не сможем услышать программу, с которой он выступал в Италии. А, впрочем, так ли уж это важно? Не услышим ту программу, оценим новую, в которой Владимир Николаевич сумел нас по-своему  удивить. Он взял к исполнению не самые популярные произведения Джузеппе Верди: «Отелло» и «Макбет», а ещё одну мало кому известную оперу Ипполитова-Иванова «Ася» по повести И.С. Тургенева.
   Казалось бы, куда уж более разные характеры? Даже между Макбетом и Яго - огромная пропасть человеческих страстей и желаний. Один стремится к власти, находясь под влиянием честолюбивой жены, которая использует его, как неразумного, одержимого властью подростка, и играет им, как котёнком, другой – напротив, затаив давнюю личную обиду, сам становится кукловодом, демоном зла, для которого не святы ни дружба, ни любовь, ни отечество. Но Владимир Бойко пытается найти в них хоть крупицу света. Находит или нет – судить слушателю. И совсем другим мы видели его героя в «Асе», где он любит девочку-дикарку и где дворянская спесь берет верх, быть может, над самой большой любовью в его жизни.
   Впрочем, рассуждать об образах, созданных вокалистами филармонии,  можно ещё много и долго. Но лучше самим побывать на оперных спектаклях, вокальных и инструментальных концертах  Белгородской государственной филармонии. Когда чувства переполняют душу, слёзы бегут по щекам, когда бессмертная музыка внушает тебе детское ощущение бесконечности жизни – что может быть прекраснее этого?! Так идите и внимайте музыке…
Ольга ВОЛОДИНА.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода