В «денежный трубопровод»…
… одностороннего движения в карман мошенников то и дело превращаются сотовые телефоны доверчивых граждан. О так называемом телефонном мошенничестве, получившем широкое распространение на электронных просторах России, и наша газета, и прочие СМИ сообщали неоднократно. Но процесс, к сожалению, продолжается, «телефонисты-аферисты» придумывают всё новые способы выманивания денег у простодушных абонентов. А значит, нам эту тему оставлять нельзя: надо напоминать гражданам как о старых приёмах телефонных мошенников, так и об их «новациях». Тем более что и сотрудники СМИ, в том числе работники «Смены», так или иначе со случаями телефонного мошенничества сталкиваются – кто-то лично, у кого-то – родственники или знакомые.
Доставка контента
не гарантируется!
В настоящее время участились случаи обращения граждан в связи с неполучением ими оплаченного контента (т.е. картинки, мелодии, игры, а также справочная, развлекательная и иная информация). Так гражданин «Н», прочитав на сайте предложение установить происхождение и историю его фамилии за денежное вознаграждение, ввел в предназначенное поле свою фамилию. Далее, согласившись с условиями и суммой оплаты услуги, перечислил денежные средства со счета мобильного телефона посредством отправления SMS-сообщений на короткий номер, но интересующую его информацию не получил.
Интернет-ресурсы подобного содержания, как правило, располагаются за пределами Российской Федерации, т.е. вне юрисдикции правоохранительных органов нашего государства.Операторы мобильной связи, которым принадлежат короткие номера, отдают их в аренду контент-провайдерам, которые в свою очередь передают в субаренду физическим или юридическим лицам, в том числе и не гражданам Российской Федерации.
Согласно Российскому законодательству, оказание услуг по продаже контента организуется по принципу оферты, то есть потребитель при заказе игры или логотипа заранее соглашается с условиями договора, в котором не гарантируется доставка контента конечному пользователю по причинам, не зависящим от оферента.
Во избежание нежелательных трат необходимо:
1.Внимательно прочтите условия, на которых вы собираетесь перечислить денежные средства, в том числе текст, напечатанный мелким шрифтом в конце сайта.
2.Прежде чем отправлять SMS-сообщение на короткий номер, уточните у вашего оператора связи сумму денежных средств, которые будут списаны со счета.
3.Уточните у оператора связи, кому принадлежит короткий номер в настоящее время (данная информация в соответствии с законом о коммерческой тайне таковой не является, и оператор связи обязан вам её предоставить).
4.В сети Интернет, либо иных источниках информации найдите отзывы о надежности сайта и обладателя короткого номера.
Придерживаясь вышеперечисленных правил, вы сократите нежелательные траты либо вообще откажитесь от этих услуг, так как получение интересующей информации не гарантировано Российским законодательством.
(Пресс-служба УВД)
Фокус не удался
Как-то раз меня в четыре утра разбудил телефонный звонок. Поднимаю трубку, из неё слышится взрослый мужской голос, но с жалостливыми интонациями: «Мам!..». Моя единственная 4-летняя дочь в это время спала. Подумала, что кто-то, попав в неприятную ситуацию, старается дозвониться «до своих», но почему-то (сбой связи?) попал на мой номер. Постаралась донести это соображение до нечаянного собеседника. Но он меня не слушал, а сделал мне своё предложение: мол, он сбил человека, и надо срочно положить 300 тысяч свидетелю на телефон. При этом продолжал именовать меня «своей мамой». Мой отказ парень воспринял с юмором (не обманул, так хоть поразвлёкся): принялся меня укорять - вот ты, оказывается, какая у меня, мама, бессердечная! Слушать не стала, трубку положила.
А вот моя знакомая указанную ей по телефону сумму чуть было не отнесла. «Сыр» был тот же: сын, на машине сбивший человека. «Сын» тут же передал трубку «милиционеру» - именно так тот представился (а было это недавно, и милиции уже не было, была полиция, - это «дошло» до женщины лишь задним числом). Знакомая заволновалась: у неё был достаточно взрослый сын, которого не было дома – пошёл на день рождения к приятелю, где и заночевал. Мать была близка к панике: ни у сына, ни у именинника машины не было, но мало ли что – может, у кого-то из гостей была, а её сын почему-то после застолья оказался за рулём. Принялась соображать, где взять деньги. А «милиционер» решил подлить масла в огонь: мол, если хотите, чтобы ваш сын доучился в институте, а не сел в тюрьму… И переборщил: её сын окончил техникум и работал – направление в институт «зарабатывал». Женщина опомнилась, фокус не удался.
Самый, пожалуй, распространённый и самый прямолинейный способ телефонного мошенничества – просьба (от имени сына, дочери, родственника, друга) пополнить счёт на телефоне. Запрашиваемая сумма обычно сравнительно не велика, рублей до пятисот. Как говорится, «действуют на дурака». И всё же этот приём «рентабелен» - а значит, достаточное число людей на эту удочку ведутся. Номер, на который жертва мошенника переводит деньги, как правило, на звонки не отвечает.
Изощрённее методика «изымания» денег с банковских счетов чаще всего у пенсионеров, многие из которых сегодня получают пенсии по пластиковым картам в банкоматах. Вот что рассказала одна наша читательница-пенсионерка: «Позвонили мне в пять утра. Говорят, что из службы безопасности сберегательного банка, у меня там пенсия хранится. Предупредили: ваш счёт под угрозой! Прямо сейчас мошенники деньги снять могут! Вы с карточки всё снимите, положите через терминал вот на этот номер телефона! А мы вам продолжим проценты начислять. А как мошенников поймаем, деньги обратно на карточку вернём».
Но пенсионерка проявила осторожность (а может, любопытство – захотелось всё разузнать). Хотя деньги с карты сняла, но дождалась начала рабочего дня и отправилась в банк, чтобы «на месте разобраться». И узнала, что как раз мошенники-то и представились ей сотрудниками безопасности.
Анна САНИНА.
О контрмерах
Известно, что разоблачение и поимка телефонных мошенников – дело сложное. Звонят те с номеров, зарегистрированных на других людей, живут обычно в далёких от своих жертв регионах, от использованных сим-карт избавляются, выманенные деньги снимают оперативно и т. д. и т. п.
Самое главное средство борьбы и профилактики в отношении преступлений данного вида – повышение грамоты использования населением услуг сотовых операторов и банков. Большинство удач аферистов связано с тем, что многие граждане до сих пор не выполняют самых элементарных правил «телефонной безопасности».
Люди спешат оказать помощь близким, не выяснив реальную ситуацию. Обычно - даже не попытавшись связаться с «попавшим в передрягу» по знакомому номеру телефона. Если телефон «попавшего» не отвечает, следует позвонить кому-то ещё, кто может знать, где данный человек или что с ним (его жене, её мужу, родителям, друзьям и т. п.).
Желательно иметь представление и о том, как работает сотовый оператор (банк), услугами которого пользуетесь. Кажется само собой разумеющимся, что оператор имеет возможность узнать все технические подробности ваших «телефонных» дел без вашей помощи. Однако многие с готовностью «помогают» лжесотрудникам сотовой компании и в результате – лишаются денег. Ясно и то, что банк должен заботиться о конфиденциальности денежных операций своих клиентов, что информацией о кодах доступа к своим денежным средствам должен располагать только клиент, а не третьи лица, будь они банковскими служащими или хоть Папой Римским. Поскольку в сети телефонных мошенников попадаются по большей части люди пожилого возраста, их близкие время от времени должны им обо всём этом напоминать.
Порой приходится слышать, будто мошенники по телефону чуть ли не гипнотизируют своих жертв. Да, они к этому стремятся – потому и звонят обычно ночью или под утро, когда человек со сна не вполне отдаёт себе отчёт в происходящем. Потому и говорят напористо, не давая одуматься и собраться с мыслями, убеждая-упрашивая не прерывать связь. Есть и особо внушаемые люди, которые, действительно, выполняют все указания «словно заговоренные». Но это – единицы из единиц. По большому счёту, люди гипнотизируют сами себя: своими опасениями, своей паникой, своей готовностью к худшему. Этому способствует, так сказать, сам «дух времени» - уж очень не спокойно в сегодняшней России. Потому многие так легко впадают в панику: «По ТВ вон сколько случаев ДТП показывают, сколько раз сыну говорили: будь осторожен – не помогло, не слушал, доездился! Что делать? Спасать! Деньги! Срочно! Сейчас же!»
Примерно такую «логику паники», дремлющую в подспудных опасениях и страхах многих-многих россиян, мошенники и стараются активизировать. Поэтому, в случае непонятного звонка, надо взять себя в руки. А для этого самое верное средство – под любым предлогом прервать разговор (надо посоветоваться с мужем или женой, с родителями и т. д.), посулить созвониться чуть позже – минут через 10-15. Если дорогой вам человек и вправду «попал в ситуацию», такое промедление ничего не изменит. Вы же, должным образом собравшись-настроившись, сможете адекватно оценивать происходящее. Если же звонок - от мошенников, тогда, скорее всего, повторного разговора не будет. А если он всё-таки состоится, вы без труда выясните, что вас пытаются обмануть-обокрасть. Ведь мешает вам именно паника, от которой вы между первым и вторым звонками, при некотором волевом усилии, легко избавитесь. Можно просто задать «сыну» анкетные вопросы: год, день, место рождения? Адрес проживания? Имена родственников, знакомых и пр. и пр.
Но, как говорилось, самое трудное – это изловить телефонных мошенников. И здесь одних усилий правоохранителей мало, а активное содействие населения может существенно повысить эффективность борьбы с «телефонным злом». Обычно люди, поняв, что звонят им жулики, прерывают «контакт» и на том успокаиваются. Но помните: мошенники звонят с одного и того же номера до тех пор, пока не нападут на «подходящего» человека, из которого получится вытрясти деньги. Они набирают номера наугад, по сколько-то десятков, если не сотен, за вечер-ночь. Поэтому желательно позвонить по «О2» и сообщить о подозрительном звонке, тогда у полиции будут неплохие шансы «накрыть» преступников прямо с поличным.
И ещё: поменяв номер сотового, сообщите оператору, пусть заблокируют старый номер. А то ведь нередко люди старые «симки» просто выбрасывают, а жулики их находят и пускают в дело. Если вы потеряли телефон или его у вас украли, то же самое: позвоните оператору, попросите заблокировать ваш номер. Купите новую «трубу» - разблокируете, это – дело минут.
Сим-карта
«Белгород-Ростов»
Однажды мой товарищ по пути из гостей «посеял» свой мобильник – то ли выронил, то ли украли. Утром на телефон его супруги звонок - с его номера. Мужчина говорит, что нашёл телефон, вернёт за вознаграждение. Товарищ обрадовался, согласился. Время шло, больше никто не звонил. Набрал свой номер, трубка отозвалась тем же голосом. Успокоили: мол, сидим-выпиваем, скоро позвоним, деньги-то нужны. День перевалил далеко за полдень, не звонят. Опять звонит сам – трубка откликается уже другим голосом, похоже – с кавказским или азиатским акцентом. Товарищ начинает недоумевать, что долго ждёт, что обещали же вернуть сотовый за вознаграждение… Собеседник явно не понимает, в чём дело. Уверяет, что говорит по своему собственному телефону. А «симку», сказал, нашёл «на работе». На вопрос «Где работаешь?» ответил, что на вокзале. На предложение встретиться тот прервал разговор.
Товарищ позвонил оператору, номер заблокировали. У оператора он поинтересовался, откуда был сделан последний звонок с его номера. Оказалось, из Ростова. На следующий день мой знакомый купил новый мобильник и свой номер восстановил. Среди непринятых сообщений одно было с незнакомого номера – ругательное: мол, такой-сякой (ненормативная лексика), ворюга разэтакий! Набрал номер, с которого пришло это послание. Взяла трубку девушка, он начал объяснять ей ситуацию, но она «отключилась» - то ли засмущалась, поняв свою ошибку, то ли ещё почему-то.
На мой взгляд, этот случай можно трактовать только так: нашедшие (а скорее укравшие) телефон люди были мошенниками, решили воспользоваться «свежим» номером. Почему они отправились в Ростов, можно лишь гадать. Конечно, туда они собрались по своим делам, не связанным с найденной «мобилой». Чтобы хозяин не заблокировал сим-карту, решили ввести его в заблуждение обещаниями вернуть трубку. Действительно, желая получить свой телефон назад, товарищ слишком долго выжидал – и, видимо, за это время жулики успели, по крайней мере, одну девушку с его номера обмишурить. Она и отплатила ругательным посланием.
Александр ГРИГОРЬЕВ.