Купить промышленные мешочные фильтры Компания ТЕКС. Настоящий учитель. Каков он?

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня9
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя9
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц13
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255205

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


Купить промышленные мешочные фильтры Компания ТЕКС. | |
Купить промышленные мешочные фильтры Компания ТЕКС.

Настоящий учитель. Каков он?

   Начало XXI века – своего рода новое время для России. Ветер века ворвался в нашу школу. Но при всех изменениях в системе образования роль первой скрипки всегда за учителем. Так было. Так есть. Так будет. И хотя 2010 год, объявленный Годом учителя, закончился, тема «Учитель – школа – ученик» не теряет своей актуальности.

19

   Для меня примером настоящего Учителя была и остается мама.

   Сколько лет прошло – не могу забыть…
   В 17 лет, после окончания школы, мама вместе с другими такими же романтиками уехала из брянских краев на «стройки коммунизма» в Сибирь. В 18 лет, в начале 60-х годов начала педагогическую деятельность, пройдя путь от пионервожатой до директора школы, а затем от ассистента кафедры политэкономии до профессора Брянского государственного педагогического института им. И.Г.Петровского.
   А ступени ее восхождения – педучилище, институт, очная аспирантура в Московском педагогическом институте им. Ленина. И если говорить о человеке, познавшем учительское счастье, то такой человек – моя мама, Нина Кондратьевна Ракова.
   С глазу на глаз
   - Мама, когда ты выбрала профессию учителя? – с этого вопроса я начинаю наш разговор.
   - Еще в первом классе. И это было в 1948 году. Да и что мы, дети войны, могли тогда выбрать! В нашем селе, Понуровка, что на Брянщине, хоть и очень большом, не было ни радио, ни электричества. Единственный живой пример – наша учительница М.С.Голынская. Вот на её вопрос, кто кем хочет стать, девочки-первоклассницы отвечали: «учительницей».
   - Но я, - продолжает мама, - захотела быть педагогом, увидев на обложке детской книги «Первоклассница» учительницу. Помню до сих пор: стройная, в коричневом платье, белый кружевной воротничок, строгое лицо…
   Таким было мое первое представление о внешнем облике учителя.
   Перед именем твоим…
   - Но утвердилась я в своем решении лишь в 8-м классе. Оно было связано с образом учительницы русского языка и литературы Т.Г.Мисниковой. Пушкинское «Татьяна – милый идеал», прозвучавшее на ее уроке, и определило, можно сказать, мою дальнейшую судьбу. Судьбу учителя.
   …Школьные годы… Учителя. Большинство из них я помню. Иных уважаю, даже люблю. Но за Учителя, в самом высоком значении этого слова, почитаю немногих.
   Первая в ряду таких любимых учителей – Татьяна Георгиевна. Небольшой класс нашей деревенской школы… Неяркий и потому, наверное, уютный свет керосиновой лампы на учительском столе…Негромкий голос любимой учительницы, читающей стихи...
   Для меня, сельской девочки, детство и розовая юность которой прошли, как говорится, вдали от «большой цивилизации», существовало два окна в мир - книги и учитель. Сегодня я, наверное, могла бы что-то оспорить, не согласиться с чем-то услышанным на уроках литературы, но та девочка из 50-х соглашалась со всем, благоговейно преклонялась перед авторитетом Учителя. Для нас, школьников послевоенного десятилетия, учитель был высшим авторитетом.
  С образом Татьяны Георгиевны связано мое первое представление об учителе с большой буквы. И не только потому, что знания в области литературы казались немыслимо обширными. Главное, что притягивало к ней меня и других учеников, - свет и тепло ее сердца. И наши сердца раскрывались навстречу учительскому сердцу. Это была взаимная любовь. Кто не испытал её в школьные годы – обделенный человек!
   ЕЁ души очарованье…
   Прервав на время нить воспоминаний мамы, я обращаюсь к страницам своей памяти. К страницам школьных лет.
   Четко, как будто все было еще вчера, встают передо мною образы моих любимых учителей.
   Одной из педагогических заповедей, я считаю, - долг учителя нравиться своим воспитанникам, вызывать их симпатии, доверие, уважение. Как только учитель входит в класс, он начинает «работать своей личностью». Внешностью. Речью. Знаниями. Своими идеалами. Все это улавливает чуткий ученический барометр. Дети любят вполне конкретно – то, что могут фиксировать чувствами.  В нашей учительнице литературы школы № 3 г. Брянска  Светланы Михайловны Иванчиковой все соответствовало этому. Казалось, она не искала пути к сердцам своих учеников – они сами раскрывались навстречу очарованию ее души. Но так только казалось. Теперь понимаю: учителю мало самому чувствовать – надо уметь выразить эти чувства, передать их нам.
   Светлана Михайловна обладала даром строгого всепрощения. Она не ставила «двоек». Но «претендент» на нее должен был поле уроков ответить не ниже чем на «четверку». И непонятно было: кто же больше радовался этой «четверке» - избежавший «пары» ученик или учительница, потратившая на него время. И, может быть, за это прощение ею наших ученических «грешков», за ясноглазую радость от нашего хорошего ответа мы и любили ее. С учителем, конечно, трудно сравниться. Но каждый, кто стремился дотянуться до ее высоты, невольно тянулся к красоте, гармонии, добру…
   Спасибо за юность с Вашим присутствием
   Так называется одна из статей Н.К.Раковой о ее учителях. «Она счастливо сочетала в себе две составляющие педагогического кредо – быть рядом с нами и чуть впереди. Как хотелось нам стать вровень с нею! Нам было тогда по 19 лет. И, готовясь в долгий учительский путь, мы видели перед собой живой пример того, каким должен быть учитель. Уже давно на мои виски лег снег, и моя дочь, которая носит ее имя, работает учительницей, а я все еще помню те годы с ее присутствием. Все еще отогреваюсь сердцем при воспоминании о той прекрасной и светлой встрече», писала мама о преподавателе педучилища Галине Алексеевне Богинской.
   Любимый учитель. Наверное, он был у каждого, кто «пошел в педагоги». В подтверждение своей гипотезы я обращаюсь к живым фактам.
   Такой, как Вы, больше нет
   Вот строки из письма Алексея Бирина, бывшего ученика мамы, сельской учительницы в Брянской области: оно датировано 10 октября  1972 года. «Нина Кондратьевна! Вы не просто оставили след в моей жизни. Если бы не Вы, я был бы другим человеком… Как важно, что Вы верите в меня».
   А вот признание в любви к своему преподавателю ее студентов.
   - Спасибо Вам за то, что Вы есть! Завтра я увижу Вас в аудитории. Скорее бы наступило «завтра»!
   - Нам всем хорошо от того, что Вы есть,  что Вы, наш куратор, рядом с нами.
   А это пишут уже сами ставшие учителями ее бывшие   студенты:
   - Пусть мне не дотянуться до Вас, я все равно счастлива, потому что мне жизнь подарила встречу с Вами. Всегда помню и люблю.
   - Те из ваших новых студентов, к которым пришли Вы, тоже будут любить Вас, как любили и любим мы.
   И телеграмма из Москвы с короткими строками: «Помню и преклоняюсь. Люда Луненок».
   Этим сказано все.
   Я к Вам пишу…
   Что же думают о своих учителях студенты БГИКИ?..
   «…Здравствуйте, дорогая Галина Геннадьевна! Мне так не хватает Ваших теплых слов, Вашего понимания. Хотелось бы опять вернуть время назад и опять оказаться за партой».
   «…Здравствуйте, моя любимая Ольга Юрьевна! Я так по Вас скучаю!»
   «…Мой дорогой учитель и друг, я Вас буду помнить долго». Адресовано моим коллегам студентами БГИКИ.
   Нас, учителей, помнят наши ученики. Нас, учителей, любят и в 21 веке. И любят за нашу учительскую любовь к ним.
   Любимые мои ученики
   Учителя без любимых учеников не бывает. Это педагогическое кредо моей мамы. Для учителя любимый ученик – это своего рода камертон, по которому он настраивает струны своей души. И определяет свои успехи и поражения.
   И была учительская любовь моей мамы как большая вода. Приходил к ней жаждущий напиться и уносил свою меру. А вода бежит себе дальше чистым, звонким, прозрачным ручейком. И казался он неисчерпаемым. Потому что постоянно подпитывался радостью встречи, письмами, телеграммами.
   Став педагогом, поняла – какое это счастье иметь любимых учеников!
   Любимые ученики… они могут дать бесконечно много, и учительское счастье тоже. И оно основано на нелегком учительском труде.
   День за днем ткать сложный узор ковра знаний. И нити рвутся…И узелок завяжется такой, что, кажется, вовек не разорвать…А в мыслях стократно «Как?» Как сделать, чтобы оттаял самый холодный? Чтоб улыбнулся самый грустный? Чтоб приоткрылся замкнутый? Чтоб подал голос самый молчаливый? Чтоб поверил разочарованный? Как сделать, чтобы быть рядом с ними и чуть впереди?
   Вы – мой идеал…
   Продолжая зарисовку собирательного образа любимого учителя, я обращаюсь к портрету профессора нашего института Л.И.Ушаковой. В ее научном багаже около ста трудов – учебники, учебно-методические пособия…А делу своему она отдает всю душу. А душа светла и богата. И трудится она в унисон с требованием высокой интеллектуальной честности. Признаюсь: всякий раз, оказавшись рядом, я поддаюсь очарованию ее открытости, интеллигентности - тому, что, наверное, только и достойно благоговения в нашем уже прохладном мире человеческих чувств.
   Вспоминается выступление профессора Л.И.Ушаковой на научной конференции. Глубина мысли ученого….Уважение к каждому слову…Звенящая на высокой ноте гордость за великий русский язык…Но за кафедрой не просто интеллектуал, убедительно демонстрирующий аудитории высокой уровень теоретического знания. За кафедрой – представитель поистине русской интеллигенции, отличающейся глубиной внутренней духовности, тем особым состоянием духа, которое всегда отличало нашу интеллигенцию. Какая волнующая красота и мелодика слов! Какое красноречие и какая сила вдохновения! Какая страстная убежденность в голосе, завораживающем и покоряющем выразительностью!
   «Единство – в главном. Различие – в неглавном. И во всем – любовь» - этому принципу подчинена жизнь профессора Л.И. Ушаковой. Идти в студенческую аудиторию без любви – безнадежное дело, дело, заведомо обреченное на неудачу. Только любовь и открывает нам душу студента для взаимного понимания. Для  проникновенного общения.

А на прощанье я скажу…
Учителями славится Россия
Ученики приносят славу ей, -

высоко отозвался поэтической строкой Ф.Тютчев об учителях.
   Я верю: так будет всегда, потому что душа нашего народа умеет любить и сама достойна того, чтобы ее любили. Душа учителя – в первую очередь.

Г.КАЛИНИНА,
кандидат
философских наук,
доцент БГИКИ.

На снимке:  Н.К.Ракова (вторая справа в верхнем ряду) со своими студентами.

Фото из семейного архива.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода