Дочки-матери

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

Дочки-матери

   В нашей жизни нередко встречаются семьи, где все или несколько её членов занимаются одним и тем же делом, имеют одну и ту же профессию. Их называют династиями. Династия врачей, учителей, династия военных… В нашем «Городе мастеров» такие семьи тоже есть, наши сегодняшние гости – отличный тому пример. И хотя связывает их не профессия, а творчество, накопленный годами опыт передаётся из поколения в поколение уже много лет.

  7 У истоков этой славной традиции наших героев стоит Елизавета Смыслова, их прабабушка и бабушка. Еще будучи девушкой она прекрасно вязала, шила, вышивала. Позже – научила этому дочь Валентину. Та передала полученные умения своим детям - Любови и Татьяне. О Татьяне Фёдоровне Бредихиной, мастере народной тряпичной куклы, прекрасном флористе и живописце, мы уже писали раньше («Смена» за 15 октября, № 82). Сегодня же решили завершить портрет творческой династии и рассказать о двух других мастерицах – Любови Фёдоровне Стребковой и её дочери Зое Рудковской.
   Любовь Фёдоровна занимается вязанием и шитьём почти полвека. Она знает массу всевозможных стилей и их разновидностей, в совершенстве владеет техникой ирландского кружева, умеет мастерить не только носки и шарфы, но и свитеры, подушки, ковры и много еще чего не только полезного, но и интересного. Зоя Ивановна также может дать фору многим современным рукодельницам. Двадцать с небольшим лет она занимается вязанием (как крючком, так и на спицах), вышивкой (обычным «крестиком», «болгарским», «гладью», «ришелье»…). Вместе и каждая по отдельности, они могут связать, сшить, вышить почти что всё, что душе угодно, начиная с предметов одежды и аксессуаров, заканчивая детскими игрушками, вазами и ёлочными украшениями. Не случайно дом, где хранится все это добро, можно сравнить с кладовой, где «клад» - ключевое слово.
   Меня рукодельницы встретили тепло и приветливо. Без лишних слов проводили в зал, усадили на диван и сели рядом, словно открывая обзор. Тут-то и настал черёд удивляться: прямо передо мной, на журнальном столике, разместилась ёлочка с игрушками и гирляндами потрясающей красоты. Снежинки, колокольчики, гирлянды, ангелочки… Спросите, в чём их исключительность? Все они сделаны вручную - связаны крючком, а после тщательно накрахмалены и отглажены. Легкие, изящные, невесомые и словно воздушные фигурки смотрятся так, будто над ними поработал не один десяток дизайнеров, а после потрудилась целая команда вышивальщиц.
   «На самом деле, - говорят Любовь Фёдоровна и Зоя, - сил и времени потрачено немного. Одну такую игрушку можно связать за двадцать минут. Другое дело, когда готовишь большую вещь, допустим, свитер или жилет. Взять, к примеру, ирландское кружево: сначала вывязываем детали, причем каждую по отдельности. Потом их выкладываем, смотрим, все ли на месте, не нужно ли добавить еще несколько элементов или, наоборот, отнять. И только когда уже все готово, можно начинать сборку, соединять все звенья в единое целое. Порой весь процесс занимает полтора, а то и два месяца». Примерно такой же принцип и у брюггского кружева (а им Любовь Фёдоровна тоже владеет прекрасно). Но здесь вяжутся не отдельные детали, а длинный шнур. Он выкладывается в узор, прикрепляется к выкройке, эскизу булавками, а после посредством петелек, цепочек соединяется в одно произведение.
   Сегодня мастерицы знают с десяток, а то и больше разновидностей кружева, способов вышивки, вязки. Но, сидя за чаем, нет-нет, да и вспомнят, как начиналось их увлечение. И можно представить, как муж Любови Фёдоровны, глядя на супругу, ночами выбирающую эскизы, придумывающую ту или иную модель, в сердцах спрашивал: «Да сколько уже можно?!». А она, вроде бы и соглашалась, но вскоре снова начинала распускать старые вязаные вещи и бралась за что-нибудь новенькое. Как он, не выдержав и пожалев одновременно, с зарплаты купил вязальную машину. Купил – и тут же раскаялся: вместо того, чтобы перестать мастерить по ночам, Любовь Фёдоровна подключила к вязанию и мужа. Теперь она писала супругу, что и как надо сделать, чтобы получился узор, а ему уже не оставалось ничего, кроме как смириться.
  6 Позже, когда подросла Зоя, мама научила дочь тому, что умела сама, и она стали рукодельничать вдвоём. Спустя время – вместе записались на курсы машинно-ручной вышивки при ДК «Строитель» (сейчас это Центр молодёжных инициатив). С тех пор, зная не только основы, но и премудрости вышивки, стали посвящать этому занятию больше времени, постигать новые стили и их тонкости. Зое, к примеру, в то время очень полюбилось ришелье. Она мастерила одежду, скатерти, салфетки… когда эта страсть поугасла, возникла новая – вышивка крестом. «Несмотря на то, что «крестик» считается одним из самых простых способов, мне он нравится больше всего, - поясняет Зоя. - Вышивая таким образом, я получаю удовольствие не только от уже готового изделия, но и от самого процесса», - рассказывает рукодельница.
   Еще одно, пока совсем молодое увлечение Зои – вышивка бисером икон и изготовление к иконам окладов. Училась этому она у мастера Татьяны Романовны Дмитриенко (о ней вы могли прочитать в прошлых номерах «Смены»). В сравнении с ирландским кружевом, икона вышивается не так долго – неделю, а может, и меньше. Но работать нужно, что называется, «не вставая». У Зои уже есть две вышитые иконы с изображением Богородицы – «Первоцвет» и «Семистрельная», а также два сделанных оклада – «Умиление» и «Ангел-хранитель».
   Пока мы беседовали с Зоей, Любовь Фёдоровна продолжала удивлять количеством, качеством и красотой рукотворных изделий. Словно из ниоткуда появлялись вязаные игрушки, фигурки, картины, предметы одежды... Среди многочисленных работ даже есть – внимание! -  чайный сервиз. Он - как и снежинки, гирлянды, ангелочки - весь ажурный и невесомый. Все его предметы – чайник, сахарница, конфетница, чашка, блюдце и ложечка - связаны крючком и тщательно накрахмалены. «Это наш «коронный номер», - рассказывает Любовь Ивановна. – Если участвуем в выставке и среди всех работ выставляем его – мимо уже не проходит никто. Люди интересуются, подходят ближе, просят взять в руки. Я, правда, даю только ложечку - желающих много, а восстанавливать потом очень трудно».
   Оно и верно: для того чтобы подготовить сервиз к выставке, его нужно полностью разобрать, помыть-просушить-накрахмалить каждую деталь, потом снова соединить воедино, и затем уже придать форму. Занятие кропотливое и, как и все народные художественные ремесла, не терпит спешки.
   Глядя на горы выросших около меня накидок, кофточек, воротничков, выполненных то в одной, то в другой технике, а то и в нескольких сразу, невольно задаёшься вопросом: и как только у мастериц хватает сил на всё это? Словно читая мои мысли, хозяйки отвечают: «Силы есть, желание есть, а вот времени недостаёт. То одно, то другое… еще столько всего хочется попробовать самим, да и люди часто обращаются, просят связать что-нибудь, вышить на заказ. Мы не отказываем и, более того, с удовольствием учим желающих. Каждую пятницу, с одиннадцати до двух, во Дворце детского творчества функционирует кружок по вязанию. Приглашаем всех».
   Кстати, если у вас есть желание познакомиться с творчеством Любови Фёдоровны и Зои Ивановны вживую, то это можно сделать уже сегодня. На этой неделе в выставочном зале «Родина» открылась предновогодняя выставка декоративно-прикладного искусства, где будут участвовать и наши мастерицы. Посетите её - и самолично увидите и сказочную ёлочку, и тот самый чайный сервиз.
Алёна РОГОЖА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода