…Ведь космос – это жизнь!

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня6
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя6
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц10
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255202

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

…Ведь космос – это жизнь!

   Они познакомились на танцах в Харьковском доме офицеров. Через полгода после той судьбоносной встречи сыграли свадьбу. А затем, в августе 1970-го, выпускник высшего инженерно-командного училища лейтенант Леонид Пасынков и его новоиспеченная супруга Валентина отправились на Байконур – верой и правдой служить делу освоения космоса.

   Поначалу, как признаётся Валентина Анатольевна, ей стало не по себе от увиденного при подъезде к станции Тюротам. Вокруг, насколько хватало глаз, простиралась унылая, голая степь. Ни тебе деревца, ни кустика, хотя бы чахленького. Как в таких условиях жить?
   Однако Ленинск, в котором предстояло поселиться супругам, их приятно удивил – красивый, хорошо обустроенный, ухоженный город. С обилием клумб в пестротканом уборе из цветов и стаек деревьев с горделиво распростёртыми, несмотря на издержки климата, пышными кронами.
   Леонида Леонидовича сразу распределили в группу энергоснабжения стартовых комплексов, задействованных в программе полетов на Луну. Два первых запуска ракет были осуществлены ещё до приезда Пасынкова. Один прошёл относительно нормально. Во время второго - ракета взорвалась.
   После неудачи стартовый комплекс долго восстанавливали. И в июне 1971-го, уже при участии Леонида Леонидовича, был произведён очередной запуск. А через год, в ноябре 1972-го – четвёртый и, как ни прискорбно, последний. От дальнейшего развития программы наша страна отказалась. Американцы в этой гонке одержали победу.  Да и автор идеи – С.П. Королёв – к тому времени уже  ушёл из жизни, и его преемнику, видимо, не очень-то хотелось воплощать чужие задумки. В общем, тему закрыли, приняв за ориентир на будущее загадочную «красную планету» - Марс.
   Л.Л. Пасынкова включили в группу, работавшую над проектом «Энергия-Буран» - по созданию ракеты, которая бы выводила на космическую орбиту самолет. Проектирование техники в рамках программы началось в 76-77 годах. А первый запуск был осуществлен спустя десять лет, в 87-м. Ракета стартовала успешно, а вот «полезный груз» на орбиту не вышел – сказалась ошибка в программировании. И только через год, в 1988-м, был осуществлен удачный запуск. Причём уже не просто с грузом, а с реальным самолётом на борту ракеты.
   Леонид Леонидович и в данном проекте занимался обеспечением энергоснабжения. Сначала в составе воинской части, затем – как специалист испытательного центра. Работал и на стартовых комплексах, и на так называемых «старт-стендах», где отрабатывались запуски двигателей ракет в различных режимах – прожиги.
   Важность подобных испытаний подтвердила серия неудач, в том числе и сорвавшийся запуск одной из первых ракет на Луну. Прожиги тогда не проводились из-за спешки, подогреваемой жаждой во что бы то ни стало опередить американцев. После нескольких аварий испытания стали неотъемлемой частью предполётной подготовки. По словам Леонида Леонидовича, работа на «старт-стенде» гораздо сложнее, чем на стартовом комплексе. Ведь требуется отработать не один строго заданный параметр, а десятки возможных. И поскольку  это ещё «сырой материал», случиться может всё что угодно, вплоть до взрыва.
   Требования к качеству поступающей энергии в условиях стартовых комплексов огромны. Системы управления сродни компьютерам, которые очень чутко реагируют на появляющиеся помехи. И если что на так – дают сбой. Поэтому много сил, по признанию Леонида Леонидовича, уходило на совершенствование систем энергообеспечения.
   Протяженность электросетей на космодроме – 100-200 километров. Где-то нередко случался перехлест проводов, что неизбежно приводило к помехам. Дабы обезопасить стартовые комплексы от чрезвычайных ситуаций, на Байконур с БАМа пригнали газовую турбинную установку на железнодорожной платформе. И в момент запусков отключались от общей сети, переходя на автономное питание.
   По ходу работы создавались мощные системы, совершенное оборудование. Так, пока шла реализация проекта «Энергия – Буран» специалисты космической отрасли изобрели и внедрили в производство 400 (!) новейших материалов. А качество созданных объектов было столь высоко, что и сегодня, спустя десятилетия, они успешно функционируют.
   Валентина Анатольевна сменила множество профессий. Была и бухгалтером, и машинисткой, работала в госстрахе. Однако и ей однажды представилась возможность не опосредованно, а напрямую поработать на дело освоения космоса. После успешной реализации советско-американского проекта «Союз – Аполлон» на Байконур должен был прилететь посол США с супругой. Для встречи высоких гостей приготовили две «Волги», внешне достаточно презентабельные, а вот изнутри…
   Было принято решение в срочном порядке преобразить салоны автомобилей – сшить новые чехлы на кресла. Выполнение задания поручили В. Пасынковой, поскольку по образованию она –технолог швейного производства. Чехлы, вспоминает Валентина Анатольевна, получились впечатляющие – из добротного материала небесно-голубого цвета, глаз не оторвать. Посол приёмом остался доволен. Поданные машины, думается, его тоже не разочаровали…
   В 90-е, после развала Союза, стали прикрываться многие, ранее считавшиеся прорывными, архиактуальные проекты. Так, ушёл в небытие «Буран». Даже несмотря на успешные запуски.
   Из-за развернувшихся между Россией и Казахстаном споров, кто кому и сколько должен за благополучие космодрома, в Ленинске начались перебои с отоплением, энергоснабжением. К середине 90-х Пасынковы оставались в своем многоквартирном подъезде единственными жильцами – измученные люди покидали и лишенный отопления дом, и сам город. Леонид Леонидович при содействии начальства перебрался в другую  часть Ленинска. В новую квартиру, к великой радости домочадцев, отопление подавалось без перебоев. Даже телефон имелся. Одна беда – воды не было!
   Валентина Анатольевна и Леонид Леонидович успокаивали себя и двоих дочерей тем, что первопроходцам Байконура было еще тяжелее – они жили в землянках, палатках. Такие доводы помогали. На время. Пока не приключалось в коммунальном хозяйстве города очередное ЧП.
   Начальник одной из лабораторий космодрома, подполковник  Л. Пасынков уволился в запас в 91-м. Но ещё несколько лет продолжал упорно работать на тех же объектах, что и прежде. Уехать, бросить всё не позволял долг профессионального военного. И только в 97-м семья  Леонида Леонидовича перебралась в Белгород…
   Сегодняшнее состояние отрасли - тема для Пасынкова больная. Последние неудачи с покорением Марса он объясняет не только отсутствием соответствующего внимания со стороны государства, но и низким уровнем подготовки специалистов.
   - Старые кадры ушли, - комментирует Леонид Леонидович сложившуюся ситуацию, – а новые не обладают тем потенциалом, который способен вывести космонавтику на прежние, передовые рубежи.
   На вопрос о перспективах отрасли он отвечает: будет на то политическая воля, появятся и перспективы. Космос – это же телевидение, мобильная связь, навигация. Словом, жизнь. Ну не самоубийцы же мы, в самом деле, чтобы добровольно отказываться от его освоения!
Ирина ДОРОНКИНА.
   P.S. Недавно дочь Пасынковых побывала по служебным делам в Ленинске (теперь его называют по имени космодрома – Байконур). И была поражена. Город хорош, ухожен. Появилось много новых памятников. В том числе и в честь участников эпопеи освоения космоса – таких как Леонид Леонидович Пасынков и десятки, сотни, тысячи его сослуживцев. Может, всё ещё и впрямь вернётся на круги своя?
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода