Стихи растут неслышно, как трава...

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя5
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц9
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255201

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |
Стихи растут неслышно, как трава...
    Автор «Избранного» - поэт и журналист. Что в Черкесове первое, что второе, сказать сложно.  Когда  его  поэтическое  слово прикасается к материи  зримой, осязаемой, стихи  облекаются в форму философских эскизов, зарисовок, этюдов. Проза жизни порой «рвёт возвышенные берега» классического  стихосложения, бурлит верлибром или свободным стихом,  гармонию прерывает аритмия  житейской прозы.
    Решетки на окнах, железные двери.
   …Ну вот мы и звери.

   Валерий Николаевич Черкесов родился в городе  Благовещенске Амурской области. В 1982 году переехал в Белгород. Детство его называлось безотцовщиной.
   Послевоенный 47-й  год рождения: «…Мама рассказывала: год был голодным, потому в её груди не было молока, и я сосал корочку чёрного хлеба, смоченную в подслащенной воде.  …Мужчин повыбило, а женщинам хотелось ласки, детей, и они рожали, вопреки советской морали, от тех, кто их приголубливал».  Пронзительная нота безотцовщины  проходит  через всё творчество поэта.  
   Он работал в газетах разного статуса, в том числе и на строительстве БАМа, учился мужеству в школе жизни.
Не ожесточился, даже когда пинали
меня сапогами на чульманском берегу
неторопливо, как будто волчата знали –
дать сдачи я не могу.       
Не то, чтоб слабак,
но всё же добро с кулаками
едва ли можно считать добром…
…Так и живу я
со ссадинами и синяками…
   Творчество всегда тайна. И поэзия, несмотря на утраты и боль, жила и живёт в Черкесове зачастую, по его же словам, «не благодаря, а вопреки обстоятельствам, и «стихи растут неслышно, как трава», возвышая, помогая выстоять в этом непростом и не таком уж добром мире. С грустной иронией поэт пишет:
Мечтал носить зелёное пальто,
а серое купил - совсем не то,
что  нравилось…
Зачем и почему –
не знаю.
И, наверно, не пойму,
как получается: не то, не то, не то…
Вся жизнь – как  нелюбимое пальто.
   Что удерживает на Земле поэта?  Любовь. Как в сфере чувств, так и в телесном ощущении ОНА – единственный мистический опыт,  подаренный каждому человеку при жизни.  Этот опыт не передаст ни формулировка, ни описание, ни доказательство. Только личное свидетельство.  Прикасаться к НЕЙ словами достойно, не обжигаясь, может  только  поэт.   
Если что-то
еще удерживает меня на земле,
так это юная вишня, стынущая за окном…
   Черкесов-журналист  не мог пройти мимо  больной «темы»  под названием «короткая память», написал документальную повесть о детстве мальчишек-минеров, жизнь которых исковеркала война, а их подвиг, увы, предали забвению. Он создал воистину  Книгу памяти под названием «Минерам было по шестнадцать». А ещё он двадцать лет руководит центром развития литературного творчества «Родная лира» Государственной детской библиотеки А.А. Лиханова, занимаясь с литературно-одарёнными ребятами, ответственный за выпуск областной газеты для детей и подростков «Большая переменка».
Он хорошо понимает, что в поэтической симфонии его  голос – не соло, не ведущая партия.  Признается в стихах читателю и себе:   
Быть может, я не стану никогда
великим музыкантом и известным,
зато узнаю, как слагают песни  
поляна, лес, дорога и скирда.
   У его стихов, несмотря на различие и градус таланта,  разнообразие тем  и  рифм, есть одна общая  черта -  они живые. Каждый раз,  открывая «Избранное», воспринимаешь стихи по-новому, зорче что ли.  Наверное, потому что вместе  с поэтом подрастаешь духовно.  
Время, пожалуй что, к стае прибиться:
Легче голодной зимой перебиться,
От  собачни озверелой отбиться
И сквозь кордоны двуногих пробиться.
В своре р-рычащей давно меня ждут.
Встретят, приветят… Потом загрызут.
   Это ответ на вопрос, почему поэты  предпочитают одиночество. Творец  потому и  творец, что  он в силах  выстоять, выжить в одиночку. Пушкинское «Поэзия  не терпит суеты» подтверждается черкесовскими стихами.
   В «Избранном» об авторе  сказано ничтожно мало. Текст  послесловия словно отчет:  где  работал,  в каких изданиях  публиковался,  сколько  книг вышло…  Что-то вроде закольцованного круга бытия, который  дарил  впечатления,  формировал личность.
   Стихи и поэмы  - в  ином  измерении. В них, словно рентгеном, высвечена  обнаженная душа поэта.
Галина СОХНОВА.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода