Время покаяния

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |
Время покаяния
   Рождество… Время духовного ликования. Молитвенного очищения. И покаяния, символом которого на Белгородчине стала воссозданная в минувшем году усыпальница свт. Иоасафа и строительство на месте бывшего Свято-Троицкого собора храма-часовни.
   Накануне светлого праздника мы побывали в храме, где вместе с архитектором, краеведом Павлом Сергеевичем Альбощим перелистали страницы истории духовного становления Белгородчины и вспомнили о знаменательных датах, на которые был столь щедр минувший год.
   Первое «древлехранилище»
  Сто лет назад, в 1911-м, в Белгороде был создан музей свт. Иоасафа – первое церковное «древлехранилище» нашего города. Собрание раритетов разместилось в Архиерейском доме, где некогда находились покои св. Иоасафа. Основу коллекции составили облачение чудотворца, относящиеся к периоду его служения книги и документы. Стены же музея были расписаны сценами из жития Святителя.
 9 После революции местный энтузиаст Павел Барышников пытался создать в Архиерейском доме краеведческий музей, дабы тем самым сохранить и столь значимое для истории города здание, и коллекцию собранных в нём ценностей. Собрание дополнили ещё около четырёх тысяч экспонатов – предметов убранства разгромленных барских усадеб и церквей. Однако из благой затеи ничего не вышло. Барышникова репрессировали, а дом превратили в приют для беспризорников, где не испытывавшие особого пиетета к православным ценностям подростки беспощадно уничтожали наследие былых времён. Например, срывали со стен и крыш дорогостоящую обшивку и относили на рынок, дабы продать или обменять на съестное.
   После Великой Отечественной войны Архиерейский дом был окончательно разрушен. Однако на сегодняшний день место, на котором стояло здание (неподалёку от управления здравоохранения города), не застроено. Краевед А. Н. Крупенков не так давно выступил с предложением если не восстановить святыню, то, по крайней мере, возвести знак-указатель. Есть и другой вариант увековечивания памяти об Архиерейском доме. Фундамент здания, вероятно, цел. И можно попытаться его открыть, по примеру пещерки, пополнив перечень возрождённых святынь. Жаль, что этого не произошло в год 100-летия канонизации свт. Иоасафа. Может, 2012-й окажется в данном плане более успешным?
   Свято место
   В 2011-м исполнилось 140 лет со дня рождения епископа Белгородского Никодима (Кононова), выдающегося просветителя, богослова, автора многочисленных трудов по истории православия. Именно он составил первый акафист свт. Иоасафу и стал инициатором создания музея в Архиерейском доме.
  Несмотря на возможность уехать, предоставленную ему с приходом новой власти, епископ Никодим отказался покидать паству. Священника арестовали, в заточении подвергли истязаниям и в январе 1919-го расстреляли. Взявшиеся похоронить священника люди обнаружили на его теле многочисленные ранения и переломы. Останки епископа придали земле у северного придела Свято-Троицкого храма. Территория эта ныне также не застроена. И после изыскательских работ могла бы стать мемориалом.
   Кстати, многие дорогие для нашего города места не были застроены. Двухэтажный дом, на месте которого возведена часовня, был, например, аккуратно вписан в небольшой проём между Свято-Троицким собором и колокольней. Разве что дровяные сараи, построенные близ дома в 60-е годы, осквернили благое место. И дело видимо не только в божественном провидении, но и мужестве и мудрости архитекторов, негласно спасавших, отстаивавших святыню. Благодаря им удалось спустя годы сохранить и восстановить пещерку. А в приделах храма, на протяжении столетий бывшего духовным центром, «сердцем» Белгородчины,  возвести часовню.
   ...Первую церковь в честь живоначальной Троицы начали строить в 1596 году одновременно с оборонительной крепостью. Позднее и крепость, и церковь не единожды подвергались разрушению, горели. Но неизменно отстраивались, возрождались. И что бы ни происходило, посреди «белгородского Кремля» возвышалась Троицая церковь.
   В 17-м веке она изменила статус и стала резиденцией митрополитов. Именно отсюда осуществлялось руководство Белгородско-Обоянской епархией, в состав которой входили помимо Белгорода Харьков, Курск, Орёл, Воронеж, Сумы. Здесь же находилась и усыпальница епископов.
Поклониться местным святыням, бывая в Белгороде, приходили государи всероссийские – Пётр I, Екатерина II, Николай I. В декабре 1911-го Свято-Троицкий собор посетил Николай II со всем своим венценосным семейством.
   В том же году собор стал центром невиданного по размаху торжества. В небольшой уездный город с населением не больше 40 тысяч человек прибыли, по оценкам историков, до 200 тысяч паломников!
   Работа над ошибками
  Храм-часовня на месте разрушенного в 1927-м Свято-Троицкого собора и усыпальница св. Иоасафа были открыты всего лишь четыре месяца назад. Однако за столь непродолжительное время здесь побывали тысячи человек, в том числе и иностранцы – американцы, немцы, шведы. На поклон к святителю приходили и студенты-нигерийцы, обучающиеся в БГТУ.
  Посещение часовни и пещерки стало обязательным пунктом знакомства туристов с нашим городом. Ежедневно здесь бывают и группы паломников. Приходят на экскурсию школьники и даже воспитанники детских садов.
  Павел Сергеевич надеется, что со временем познавательный рассказ ему, как проводнику в мир тайн прошлого, удастся дополнить и демонстрацией раритетов, коллекция которых начала собираться в часовне. Не так давно одна из прихожанок храма принесла например акафист  Святителю Иоасафу 1911-го года издания, листки с фрагментами поэмы в честь прославленного белгородского чудотворца, старинную Библию, крест и покровец, которым накрывают чашу для причастия.
   Пополнилась в минувшем году и коллекция фактов о послереволюционном этапе жизни Архиерейского дома. Один из посетителей часовни оказался потомком человека, работавшего в приюте для беспризорников, созданном в стенах дома. Он воссоздал по воспоминаниям деда несколько интересных эпизодов. Например о том, что стены здания долгое время не удавалось закрасить. Сцены из жития свт. Иоасафа упорно проявлялись на них спустя несколько часов после ремонта. А обитатель покоев чудотворца, большой чиновник, жаловался, что долго не может уснуть: по ночам в комнату к нему якобы приходит некий старец с посохом и пристально с немым укором смотрит в глаза.
От этого же прихожанина Павел Сергеевич узнал и о нескольких подводах, на которых в тридцатые годы из Архиерейского дома было вывезено собрание раритетов. Данное свидетельство существенно подкорректировало общепринятую версию, что дом был разграблен немцами в годы Великой Отечественной.
   Побывала в часовне и женщина, возраст которой уже давно перевалил за девяносто лет. В силу возраста и болезней ходит она с трудом. Но на поклон к святителю пришла, исполнив некогда данный обет. Дело в том, что в детстве она тяжело заболела воспалением лёгких. Врачи оказались бессильны помочь. Родители готовились со дня на день проститься с ребёнком, как вдруг… Дед-священник принёс ладанку от мощей святителя. По словам женщины, когда ладанку уложили ей на грудь, она увидела перед глазами большой огненный шар. Видение длилось довольно долго. А когда оно исчезло, появились первые признаки выздоровления – спала температура, стало легче дышать. И вскоре от болезни не осталось и следа.
   Павел Сергеевич считает, что собирающиеся реликвии и свидетельства должны стать основой историко-культурного центра, разместить который можно в одном из расположенных рядом с часовней домов. Ну а там, Бог даст, настанет время и для восстановления всего собора. Ведь, как написали в книге отзывов посетившие пещерку жители посёлка Таврово, «наша Россия из века в век была крепка, величественна лишь потому, что сохраняла православную веру. Так не постыдим же памяти дедов и прадедов, не разрушим до конца тех святынь, которые у неё остались. И самое главное – исправим ошибки прошлых лет. Восстановим по мере сил и возможностей то, что мы, как христиане православные, обязаны восстановить: сердце Белгородчины – Свято-Троицкий собор».
Ирина ДОРОНКИНА.
Фото Владимира ЮРЧЕНКО.

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода