Любимый директор и её «Виктория»
Е.И. Иванова руководит школой №19 г. Старый Оскол уже десять лет. Это учебное заведение известно не просто как школа с углубленным изучением отдельных предметов, но как образовательное учреждение, в котором практически все учащиеся с пятого по одиннадцатый класс являются кадетами детского военно-патриотического общественного объединения – кадетского корпуса «Виктория».
Символично, что Е.И. Иванова, возглавляющая кадетский корпус «Виктория», имеет воинское звание – лейтенант запаса, присвоенное после прохождения военной кафедры Московского университета им. М.В. Ломоносова, который окончила наша героиня.
- Елена Ивановна, главная цель кадетского корпуса «Виктория» состоит в том, чтобы его выпускники имели преимущество при поступлении в военные вузы?
- Мы не ставим перед собой цели, чтобы наши дети поступали непременно в военные вузы. Учащиеся углубленно изучают такие предметы, как математика, английский язык и экономика, широко используемые в гражданских специальностях. Но именно кадетское воспитание, особая образовательная программа, которая включает в себя специальные дисциплины, как, например, военная подготовка, танцы, психология, развивают у ребят навыки межличностного общения, лидерские качества. Ребята кадетских классов более самостоятельные и организованные. Наши кадеты-юноши после окончания школы физически и психологически хорошо подготовлены к армии.
Однако многие наши выпускники, действительно, желают поступать в военные вузы. Арнольд Владимирович Бельмасов не только установил связь с кадетскими корпусами России, чтобы перенимать их педагогический опыт, но и заключил договор с Серпуховским военным институтом, по которому наши выпускники, сдавая экзамены на базе школы, зачислялись в вуз. Но поскольку в последние годы набор абитуриентов в военные вузы России был прерван, то ребята выбирают смежные специальности. Так как наши кадеты занимаются по программе аварийно-спасательного дела, а школа сотрудничает с управлением МЧС, то мальчишки получают специальности, востребованные в МЧС и пожнадзоре, девочки находят своё призвание, например, на поприще медицины катастроф.

- Наш ученик одиннадцатого кадетского класса Антон Рыжков, мастер спорта по тяжёлой атлетике, в прошлом году в составе делегации от Старого Оскола встречался с Президентом России, получал грамоту главы государства о присвоении Старому Осколу звания «Город воинской славы». Выпускник Геннадий Молоканов награжден грантом Президента России за достижения в конкурсах военно-патриотической направленности. Выпускник Денис Лебедев – известный чемпион мира по боксу. Елена Молодчинина – чемпионка Европы по лёгкой атлетике. Можно назвать имена и других ребят.
- В прошлом году вы были включены в группу директоров школ, которые проходили обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров. Расскажите, пожалуйста, об этой стажировке.
- Организатором обучения по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах» выступила Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В нескольких городах России были созданы стажировочные площадки. В Воронеже собрались директора школ из Белгородской, Липецкой и Воронежской областей. Там была представлена новая форма работы – создание проекта. Нужно было предложить свою тему, создать творческую группу из директоров и разработать проект усовершенствования системы образования.
Было выбрано пять тем, в том числе и моя: «Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе реализации модели школы с кадетскими классами». Было приятно, что в ходе работы над проектом по данной теме некоторые директора загорелись идеей создать и у себя в школах кадетские классы. По итогам защиты проектов в Воронеже отобрали четырёх человек для стажировки в Австрии (в их числе оказалась и наша героиня. – Прим. авт.), а со всей России, с различных стажировочных площадок, было отобрано сорок человек – директора, заместители директоров школ, представители управлений и министерств образования.
- Елена Ивановна, конечно же, хочется узнать о вашей стажировке в Австрии…
- Наша делегация занималась изучением системы профессионального образования Австрии. Неделю мы жили в Вене, неделю – в Вельсе. Организовал стажировку австрийский Институт содействия развитию экономики. Лекции нам читали представители профессуры этого института – на немецком языке. Хотя был переводчик, знание немецкого языка всё же требовалось, чтобы общаться в различных ситуациях. Мне помогли знания, полученные в институте. Представители нашей делегации выступали как эксперты и должны были дать оценку системе образования этой страны.
Мы побывали в ряде учреждений профессионального образования Австрии. Нашему вниманию была предложена дуальная система образования. Она предполагает образование молодых людей по выбранной профессии в учебном заведении и одновременно на обучающем предприятии, куда выпускник девятого класса идёт работать после окончания школы. Молодой человек заключает договор с учреждением начального профессионального образования и с предприятием. Практическая (производственная) часть составляет примерно две трети времени обучения, а школьная (профессионально-теоретическая) часть - одну треть времени обучения.
Система образования Австрии построена на отборе учащихся, исходя из полученных оценок: после начальной школы ребят распределяют в основную школу или гимназию, в зависимости от их успеваемости. После основной школы многие молодые люди используют возможность сочетания обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности, а выпускники гимназий поступают в вузы. Выпускники заведений начального и среднего профессионального образования, при их хорошей подготовке, также могут поступить в вуз. На всех уровнях образования обучение в Австрии бесплатное.
- Елена Ивановна, а какие аспекты австрийского опыта в сфере профессионального образования вы считаете нужным перенять для России?
- При решении задач образования по социализации личности очень важно использование опыта организации профессиональной ориентации, профессионального обучения, накопленного в Австрии. Предприятия должны быть заинтересованы проводить самую активную работу по пропаганде своих профессий. Заслуживает внимания и использование опыта Австрии по взаимодействию с социальными партнерами при организации профессионального обучения. Заинтересованность бизнес-сообществ в подготовке квалифицированной рабочей силы в Австрии очень велика.
Елена Ивановна Иванова - профессионал высокого класса. Об этом говоря и её личные достижения, в том числе участие в зарубежной стажировке, и новые достижения школы №19: учебное заведение удостоилось диплома за победу в конкурсе имени Н.Ф. Ватутина на премию губернатора Белгородской области Е.С.Савченко, а в рейтинговании школ Белгородской области вышло в группу школ-победителей. Сама Елена Ивановна стала победителем Всероссийского конкурса "Директор школы-2011" в номинации "Любимый директор". Она награждена грамотами Министерства культуры и Министерства образования РФ - за организацию военно-патриотического воспитания.
Светлана ПИВОВАРОВА.
Фото из архива Е.И. Ивановой.