Надежда Долгова:

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |
Надежда Долгова:
я никогда не изменяла творчеству
  Не так давно мы писали о Ездоченском доме народного творчества, что славится изысканным убранством своих территорий и  разнообразием творческих секций для взрослых и детей. Однако не меньшую славу и почет приносят Дому творчества его мастера. Надежда Николаевна Долгова - народный мастер Белгородской области - одна из них.
Проснулась звездой
  С раннего возраста Надежда Долгова тяготела к творчеству. В пятом классе начала заниматься в студии изобразительного искусства, а уже через год её работу показывали по телевидению. То была картина в авангардном духе – изображение робота, моющего посуду, на первом плане и отдыхающей женщины - на втором. Тогда не было таких красок, как гуашь, акрил, акварель… картина нарисована цветными карандашами и была первым серьезным произведением мастерицы. Однако затронутая тема, актуальная для каждой домохозяйки,  вызвала интерес  у посетителей городской выставки, и рисунок показали по телевидению.
  «На следующий день я проснулась звездой, - вспоминает Надежда. – Иду в школу и слышу, как рядом шепчутся: это она, она, про нее говорили по телевизору! Мне и невдомек было, что мой рисунок может вызвать такую реакцию. Просто часто приходилось помогать по дому маме, потому и фантазии были такие – как бы ту же посуду за меня помыл кто-нибудь другой… Сейчас уже появились посудомоечные машины, всякого рода «примочки» к ним, а та картина до сих пор ярко стоит перед моими глазами».
Творческие поиски
  После школы Надежда поступила в художественное училище в городе Махачкала. Конкурс в то время был строгий – по девять человек на место. Однако наша героиня поступила без проблем: написать сочинение, сдать экзамен по истории было несложно, а рисунок, живопись и композицию Долгова освоила еще в изостудии.
  gorod2По окончании училища Надежда Долгова работала в городе Саранске – в детской художественной школе  преподавала живопись, рисунок, композицию. После снова переехала в Махачкалу и стала работать в местной  художественной школе. Многие её выпускники продолжили учительское дело: поступили в  художественные училища, институты искусств. Затем состоялся переезд в Белгородскую область, Чернянский район. Здесь Надежда стала преподавать изобразительное искусство в школе села Орлик. Помимо основной программы, вела кружки по разным направлениям: лепке из солёного теста, плетению макраме, народным росписям России.
  Кстати, в пору учительства Долгова разработала собственную авторскую программу по изобразительному искусству. Её особенность заключалась в творческом подходе к занятиям. «Я превратила уроки рисования в уроки отдыха, - делится Надежда Николаевна. - Дети всегда знали, какой урок у них будет следующий – графика или, допустим,  композиция – и всегда тщательно готовились. Я превратила простые чертёжные столики в мольберты, также у нас был специальный подиум для рисунка. Ученики разделяли мою любовь к творчеству, и это было особенно приятно».
  Апробация программы длилась семь лет, но результат того стоил: Надежду наградили званием почетного работника общего образования, а её труды получили высокую оценку Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
  Позже наша героиня переехала в Ездочное и устроилась в Дом народного творчества. Здесь она стала руководить творческими студиями, для детей – «Блик» и для взрослых – «Надежда». Аппликации из соломки, мозаика из яичной скорлупы, изготовление сувениров, техника декупаж – то, чему учит Долгова на своих занятиях. Еще в этот список можно включить терпение, усердие, азарт и любовь к своим изделиям.  Ведь без этих качеств ни одно произведение не будет завершённым.
Соломенные импровизации
  Основное направление творчества Надежды Долговой – аппликации из соломы.  Благодаря ему она буквально раскрылась как мастерица, и за работы именно  в этой технике она получила звание народного мастера Белгородской области.
  «Изначально не очень любила соломку, - признаётся Надежда Николаевна. – Материал хрупкий, по цвету однообразный – попробуй сделать из него красочную картину! Осваивала самостоятельно – по книгам, тематическим журналам, материалам из Сети. Позже даже сама написала книгу, но пока нет средств на её издание».
  gorodСоломка - материал непростой, и работать с ней сложно. И чтобы получить красивую аппликацию, нужно совершить ряд действий. Во-первых, самостоятельно собрать солому на поле (ведь за мастеров никто этого делать не станет). Затем привести её в порядок: почистить, высушить, если нужно – покрасить, выровнять, погладить. У соломки множество оттенков, но некоторых можно добиться вручную: прижигая утюгом или вываривая в луковой шелухе. Также для покраски можно использовать пищевой краситель, благо их в наше время предостаточно – зеленые, синие, красные. Картина же получается яркой и красочной.
  Надежда Николаевна рассказывает, как делаются её аппликации в теории, и тут же показывает, что получается на деле. «Сначала создаётся рисунок – отдельно вырезается каждая деталь, потом собирается всё вместе. Здесь есть хитрость: если мы просто будем резать солому, та будет сыпаться, и ничего годного у нас не получится. Я изначально приклеиваю соломку на пергамент (можно взять любую тонкую бумагу),  а затем уже вырезаю детали. Солома очень капризная, чуть что не так – рассыплется в прах. Здесь нужно терпение».
  Мастерица берет в руки маникюрные ножницы, приклеенную на пергамент солому и демонстрирует процесс. По окончании работы все детали собираются в единую композицию, а затем кладутся под стекло. Изделия из необработанной соломки приятно греют золотистым светом каждого, кто обратит на них внимание.
Отходы - в шедевры
  Необычно и интересно другое направление творчества нашей героини. Помимо картин из соломы, Надежда Долгова умеет делать аппликации из яичной скорлупы. И, надо сказать, получаются они не хуже.
  Яичная скорлупа еще более капризна, чем та же соломка. Она крошится, ломается, одно неверное движение – и приходится начинать заново. Хорошо одно: материала этого в достатке у каждой хозяйки.
 gorod3 «Я так учу детей: делаете яичницу – не выбрасывайте скорлупу. Помойте её аккуратно, просушите и приносите в Дом творчества – будем делать аппликацию, - рассказывает Надежда. - Каждому кусочку скорлупы важно придать определенную форму, чтобы детали удачно стыковались друг с другом. Затем берем пинцет и аккуратно приклеиваем скорлупу на ПВА – составляем единую композицию».
  Процесс изготовления одной картины довольно долгий и может занимать несколько недель. Как и солому, яичную скорлупу можно покрасить, а затем изобразить с её помощью сюжет из какой-нибудь сказки. Декорировать таким образом можно почти что угодно, главное, покрыть работу хорошим слоем лака.
  Любопытно, что этой технике Надежда нигде не училась, и даже, можно сказать, сама придумала её. «Однажды я готовила яичницу, и случайно уронила на пол скорлупу. Спустя какое-то время наступила на нее ногой. Скорлупка треснула и стала походить на бабочку. На коричневом линолеуме это смотрелось очень красиво. Тогда я подумала: отчего бы не сделать такое специально? С тех пор прошло много времени, я набралась опыта и стала делать целые картины из яичной скорлупы. Однажды даже послала свои работы в редакцию одного журнала – поделиться опытом. Их опубликовали в рубрике  «Отходы - в шедевры», а мне прислали ценный приз. Видимо, художникам понравилась сама идея того, что мы нашли применение даже такому материалу, как яичная скорлупа. Было очень приятно».
Бутылочный дизайн
  Еще одно направление, в котором работает Надежда, – декупаж. Это способ декорирования поверхности с помощью различных материалов (дерева, кожи, ткани, бумаги). Готовые изделия выглядят так, будто только что вышли из-под кисти художника. На самом деле, чтобы работать в этом стиле, вовсе не обязательно уметь рисовать, достаточно иметь художественный вкус.
  Для декупажа Надежда использует бумажные салфетки и разведенный в воде клей ПВА. «Чтобы получилось красивое изображение, салфетку нужно приложить к поверхности и аккуратно кисточкой нанести раствор, - рассказывает мастер. - Так до тех пор, пока картинка не станет выглядеть, как нарисованная. Затем даем просохнуть и покрываем лаком». Это стандартная техника. Наша же героиня и здесь использует некоторые собственные хитрости. «После каждого слоя клея я затираю рисунок наждачкой-нулевкой, а только потом покрываю лаком. Ведь у мастера какая цель? Сделать так, чтобы салфетки не было видно, а картинка смотрелась «как родная». С помощью наждачной бумаги эта грань, где край салфетки граничит с декорируемой поверхностью, практически незаметна, а то и не видна вовсе».
  Таким образом можно украсить почти всё что угодно. Надежде особенно нравится декорировать с помощью декупажа разнообразные по размеру и форме бутыли. Хранящие прежде игривые напитки, теперь они проживают свою вторую – и, судя по всему, даже более прекрасную жизнь. Чтобы из обыкновенной бутылки создать шедевр, нужно покрыть её несколькими слоями акриловой краски. Затем зачистить тонкой наждачной бумагой до тех пор, пока  цвет не станет однородным, а поверхность - бархатистой на ощупь. Ну а дальше подключается фантазия и воображение. Как правило, за основу берется какая-либо оригинальная салфетка (изображение цветка, новогодней композиции, необычного узора), а остальное потом подрисовывается тонкой кисточкой. Надежда Николаевна использует здесь еще и элементы макраме, и у бутылей появляются сплетенные «шарфики».
  О дальнейших планах Надежда говорит кратко: «Дай Бог продолжить начатое». Все техники, в которых работает мастерица, очень сложные, кропотливые, на каждое изделие уходит по нескольку недель, а то и месяцев работы. Однако несмотря на все трудности, о своём увлечении Надежда Долгова отзывается очень тепло: «Я никогда не изменяла творчеству, и в самые тяжёлые моменты творчество всегда было со мной. Мне всегда встречались замечательные люди, которые понимали меня как личность. Здесь, на белгородской земле, я обрела свою вторую родину».
Алёна РОГОЖА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода