Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |
Статус кандидатов: права
и гарантии их деятельности
  В Белгородской области продолжается подготовка к выборам губернатора. С 30 июля наступила стадия выдвижения кандидатов на должность главы региона, которая завершится 3 сентября 2012 года.
  Выдвижение и регистрация кандидатов является одной из наиболее значимых стадий избирательного процесса по той причине, что с нее берет начало реализация пассивного избирательного права российских граждан. Непосредственно на этой стадии происходит «завязка» электоральной кампании, в значительной степени определяющая весь ее дальнейший ход.
  Темой беседы нашего корреспондента с членом избирательной комиссии области В.П. Дегтярем стали  вопросы, связанные со статусом кандидата на должность высшего должностного лица Белгородчины.
  - Владимир Петрович, что понимается под правовым статусом кандидата на выборную должность?
  - Прежде всего, следует отметить, что кандидатом признается лицо, обладающее пассивным избирательным правом и выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность.
  В соответствии с Уставом Белгородской области губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
  Выдвижение кандидатов на должность главы региона осуществляется политическими партиями и их региональными отделениями. В частности, в нашей области правом выдвижения своего кандидата могут воспользоваться 16 политических партий и их 13 региональных отделений, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации до назначения выборов губернатора Белгородской области.
  Теперь о самом определении статуса кандидата. В переводе с латинского status – это правовое положение гражданина либо юридического лица. Статус кандидата на выборную должность представляет собой совокупность его прав и обязанностей, закрепленных законодательством.
  Реализуя пассивное избирательное право, гражданин Российской Федерации становится субъектом избирательных правоотношений. Объем приобретаемых им прав и обязанностей напрямую зависит от его правового положения в избирательном процессе. На различных стадиях избирательной кампании субъект пассивного избирательного права может участвовать в избирательных отношениях в качестве выдвинутого кандидата, зарегистрированного кандидата или избранного кандидата.
  - Какими правами обладает выдвинутый кандидат в избирательном процессе?
  - Права и обязанности выдвинутого кандидата немногочисленны. К ним относятся:
право назначать уполномоченного представителя по финансовым вопросам, доверенных лиц и право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводить ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
  Выдвинутый (как и зарегистрированный) кандидат имеет право вести агитацию посредством встреч с избирателями, он вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий. Кандидат может беспрепятственно распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, изготовление которых оплачено из средств избирательного фонда. В этой связи кандидат наделен правом распоряжаться средствами своего избирательного фонда.
  В избирательную комиссию области поступили уведомления от 29 организаций, индивидуальных предпринимателей  о готовности выполнять работы по изготовлению печатных предвыборных агитационных материалов. Их перечень размещен на сайте Облизбиркома. С иными организациями, индивидуальными предпринимателями кандидаты не вправе заключать договора на выполнение работ или оказание услуг по изготовлению печатных агитационных материалов.
  Выдвинутый кандидат имеет право заявить о своей принадлежности к политической партии либо не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении, присутствовать при проведении избирательной комиссией области проверки представленных им подписей и других документов.
  Кандидат со дня представлению в избирательную комиссию области документов для регистрации вправе назначить одного члена облизбиркома с правом совещательного голоса.
  У выдвинутого кандидата есть право обжаловать в установленном законом порядке отказ в регистрации, иные, по его мнению, нарушения его избирательных прав.
  - А в чем различия между статусом выдвинутого и зарегистрированного кандидатом?
  - Зарегистрированные кандидаты обладают большим объемом прав, среди них: право создавать штаб поддержки своей избирательной кампании, право на ведение в период с 15 сентября по 12 октября 2012 года предвыборной агитации в средствах массовой информации.
  Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации всем зарегистрированным кандидатам.
  Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий также должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов.
  53 средства массовой информации уведомили избирательную комиссию области о предоставлении эфирного времени, печатной площади зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации. Их перечень также размещен на сайте облизбиркома. Иные средства массовой информации не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь.
  С момента регистрации кандидат имеет право назначения членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
  Зарегистрированный кандидат также обладает правом назначать наблюдателей на выборах губернатора Белгородской области. Таким же правом обладает и избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата.
  Кандидат, политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидат на должность губернатора Белгородской области, могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одной политической партии (в том числе при совмещении дней голосования на выборах разного уровня).
  Вместе с тем одновременно присутствовать в помещении для голосования и вести наблюдение могут и наблюдатель от кандидата, и наблюдатель от политической партии, выдвинувшей этого кандидата. При этом присутствие в помещении для голосования наблюдателя от кандидата (политической партии) не препятствует возможности осуществления наблюдения при голосовании вне помещения для голосования другим наблюдателем от этого же кандидата (политической партии).
  К правам зарегистрированного кандидата также относятся:
право присутствовать на всех заседаниях облизбиркома, а также при осуществлении территориальной, участковой избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования;
право присутствовать с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
право на обжалование действий и решений избирательных комиссий и т.д.
  - Но кандидаты наряду с правами должны нести и обязанности?
  Безусловно. Прежде всего выдвинутый кандидат обязан представить в облизбирком заявление в письменной форме о согласии баллотироваться, другие документы, в том числе сведения о размере и источниках своих доходов, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Кандидат на должность губернатора Белгородской области также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
  Выдвинутому кандидату необходимо собрать 148 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения своей кандидатуры, создать избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.
  Зарегистрированный кандидат обязан направить в облизбирком сведения о руководителе, адресе места нахождения, номерах телефонов штаба поддержки своей избирательной кампании.
  Зарегистрированный кандидат обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы, соблюдать права и свободы человека и гражданина при совершении им избирательных процедур, не злоупотреблять свободой средств массовой информации при проведении предвыборной агитации.
  - А кто может представлять интересы кандидата?
  - Для более эффективной реализации прав кандидатов в избирательном законодательстве предусмотрен институт представителей кандидата. Как уже отмечалось, кандидат вправе назначать своих полномочных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц, которые обладают исключительным правом выступать от имени кандидата.
В соответствии с Избирательным кодексом Белгородской области кандидат на должность губернатора Белгородской области вправе назначить до 45 доверенных лиц, а избирательное объединение, выдвинувшее кандидата на должность губернатора, - до 25 доверенных лиц.
  - А какие основные правовые гарантии реализации зарегистрированными кандидатами своих прав?
  - Избирательным законодательством закреплены условия реализации и защиты прав кандидатов, то есть гарантии их деятельности во время избирательной кампании. Среди них: трудовые, материальные, административно- и уголовно-правовые гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.
  Так, администрация организации, в которой работает кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязана по заявлению освободить его от работы в любой день и на любое время в течение этого срока.
  Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу.
  Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
  Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по Белгородской области. Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора области.
  - На кандидатов также распространяются и правовые ограничения?
  - Определенные ограничения связаны с установлением запрета использовать преимущества своего должностного или служебного положения кандидатам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, а также кандидатам, находящимся на государственной или муниципальной службе, являющимся должностными лицами, журналистами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
  Зарегистрированный кандидат не вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов.
  Выдвинутые и зарегистрированные кандидаты несут ответственность за свои действия в соответствии с действующим законодательством.
  Самой серьезной санкцией, которая может быть применена к кандидату в соответствии с избирательным законодательством, является отмена его регистрации. Основанием для отмены регистрации кандидата являются нарушения не только федерального, но и регионального законодательства.
  Таким образом, мы видим, что на всех этапах избирательного процесса выдвинутые или зарегистрированные кандидаты наделены одинаковым объемом прав и обязанностей.
  Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом кандидата, с момента официального опубликования общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии – с даты выбытия.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода