Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня6
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя6
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц10
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255202

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |
Жизнь, отданная небу
   Анатолий Дмитриевич Роменский считает себя человеком счастливым, ведь ему удалось воплотить свою детскую мечту и посвятить жизнь небу. За его плечами – почти три десятка лет службы в Военно-воздушных  силах страны, без малого две тысячи часов налета. Словом, успешная карьера, по завершении которой можно было бы и сугубо земными делами заняться. Но судьба распорядилась иначе и  даровала Анатолию Дмитриевичу возможность работать с кадетскими классами летной направленности, передавая мальчишкам и девчонкам  свой богатый  опыт покорителя небесной выси.
 letchik Он вырос в селе Анновка Корочанского района. «Это было,- вспоминает Роменский,- небольшое село, далекое от влияния цивилизации. И вдруг однажды случилось из ряда вон выходящее событие: прямо на кукурузное поле сел… самолет АН-2, прозванный ласковым именем Аннушка! Посмотреть на невиданную доселе диковину сбежались все земляки, от мала до велика. И впереди, конечно же,- быстроногие и любопытные мальчишки. Счастливчикам летчики разрешили даже за штурвалом посидеть. Этой чести и я удостоился. Вот тогда то и родилась во мне мечта о покорении неба».
  Огромное количество сложнейших приборов, которыми была оснащена кабина самолета, убедило парнишку в необходимости с усердием осваивать свод преподаваемых в школе наук. Особое внимание он уделил  и своему физическому совершенствованию.  Столь серьезная подготовка стала залогом его успешного поступления в 1966 году в Харьковское высшее военное авиационное училище.
Анатолий Дмитриевич с теплотой говорит  о давших ему путевку в жизнь наставниках. Их требовательность  казалась курсантам чрезмерной . Однако весь последующий  профессиональный опыт летчика Роменского доказал правоту преподавателей и справедливость использовавшихся ими  методик обучения.
  «Был  у нас старшина, строго относившийся к нарушителям дисциплины, - рассказывает Анатолий Дмитриевич.- Когда я провинился, командир роты отправил меня за наказанием к старшине. Придя к нему в каптерку, я попросил разрешения доложить о цели прихода. В ответ – тишина, старшина что-то увлеченно конспектирует. Проходит минут двадцать, и только тут старшина поворачивается ко мне и спрашивает, чего мне надо. Я докладываю, сгорая от стыда за  совершенную провинность. Но старшина как ни в чем не бывало вновь отворачивается и  возвращается  к прерванному занятию. Раз пять я докладывал о цели визита и часа два ждал приговора, мысленно уже  осудив себя со всей строгостью. И только после этого старшина отправил меня из каптерки, попросив больше его по подобным вопросам не беспокоить.  Но полученное наказание я запомнил на всю жизнь».
  Роменский уверен, что именно  приобретенное за годы учебы доскональное знание нюансов профессии помогло ему избежать многих неприятностей в дальнейшей службе, позволило безбоязненно браться за решение сложнейших задач. «Примером, - считает Анатолий Дмитриевич,- может послужить первый самостоятельный вылет ночью на Л-39. Возвращаюсь из зоны пилотирования, отказывает кондиционер, запотевает, а потом и замерзает лобовое стекло. Не спасает и кнопка принудительного включения. Что делать? Как в таком состоянии садиться, если ничего не видно? Решение принимаю мгновенно. Захожу на посадку. На глиссаде снижения пальцем протер дырочку и посадил-таки самолет. Техники потом говорили, что не припомнят  таких случаев:  ничего похожего в их  практике не встречалось».
  По окончании училища Анатолий Дмитриевич был зачислен на должность старшего летчика в разведывательную эскадрилью южной группы войск. С годами повышался класс летных навыков А.Роменского, и он уверенно продвигался по служебной лестнице: начальник штаба эскадрильи, заместитель командира эскадрильи по политической части, заместитель командира полка.
  «Как-то раз в полк прибыл командующий ВВС Одесского военного округа генерал-лейтенант Шапошников и попросил меня познакомить  его с дежурным звеном. Я выполнил его просьбу. А он начал задавать вопросы обо мне  первому попавшемуся солдату. Спросил, часто ли я бываю в звене, какую работу провожу. Солдат ответил, а на вопрос, что я делаю, когда к ним прихожу, сказал: сразу же требует снять сапоги и показать портянки».
  Подобные требования Анатолий Дмитриевич объясняет просто:  если портянки намотаны плохо или вообще неправильно, солдат неминуемо натрет ноги, будет испытывать постоянный дискомфорт. А  какой же из него боец в таком состоянии? Генерал,  по всей вероятности, считал так же. И проникся уважением к человеку, для которого не существует в выбранной профессии незначительных мелочей, даже состояние  солдатских портянок его заботит. С тех пор, приезжая в полк, Шапошников всегда назначал к себе в пару для вылетов  Роменского.
  В конце восьмидесятых наш герой  стал начальником политотдела истребительно-авиационной дивизии Южной группы войск. А с приходом девяностых, после расформирования дивизии, служил  начальником Киргизского отделения центральных курсов по подготовке иностранных специалистов – курсов, где воспитывали воздушных ассов из представителей 54(!) государств мира.
  Сил  служить на благо Отечества было еще много, да вот беда: самой стране стало откровенно не до своих защитников. Тем более тех, которые несли боевую вахту на территории бывших союзных республик.  И в 1993-м летчик первого класса, полковник А.Роменский  подал рапорт об увольнении.
  В любой другой биографии далее последовало бы заполняющее обидную пустоту многоточие. В случае же с Анатолием Дмитриевичем все случилось с точностью до наоборот: его знания и опыт  востребованы, и он по-прежнему служит любимому небу.
  Сегодня Роменский преподает технологию и основы безопасности жизнедеятельности в девятнадцатой школе Белгорода,  курирует кадетские классы летной направленности: проводит с ребятами занятия по строевой, огневой, физической,  парашютной подготовкам. Летчиками из них, конечно же, станут далеко не все -  разработанная программа  занятий вовсе  не на это рассчитана. Педагоги хотят вырастить своих подопечных людьми, которые в трудную минуту не спасуют, не подведут, выстоят.
  Звание кадетов мальчишки и девчонки  несут достойно. Они уже не раз становились призерами различных общегородских состязаний. Держать марку их обязывает и еще одно обстоятельство – школа носит имя летчика Виктора Михайловича Казанцева, посмертно награжденного за мужество и отвагу орденом Красной Звезды. В память о герое  в учебном заведении проводится большая, кропотливая работа: организуются  встречи с его бывшими сослуживцами, совершаются поездки на место  гибели отважного воздушного асса, создан мемориальный уголок.
  Программа военно-патриотического воспитания школяров  интересна и  насыщенна. Чего стоят только ежегодные торжества в честь Дня Победы. Их размах сопоставим  с действами городского масштаба: тут и встреча с ветеранами, и парад, и солдатская каша, и проекционное шоу. «А все благодаря нашей директрисе С.И.Нестеренко,- не устает повторять Анатолий Дмитриевич.- Она, как человек чрезвычайно энергичный, деятельный, креативно мыслящий, просто фонтанирует идеями и вдохновляет нас  на активность, неустанный поиск оригинальных форм работы».
  Успехов, вам, Анатолий Дмитриевич, в новой  ипостаси, пусть опосредованно, но все же связанной с небом, – таким любимым, дорогим, ни на минуту от себя не отпускающим.
Ирина ДОРОНКИНА.
Фото из личного
архива А.Роменского.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода