Путешествие по старинной Европе
Очередной подарок жителям и гостям областного центра преподнес Белгородский государственный художественный музей – возможность совершить путешествие по старинной Европе. Для этого всего-то нужно посетить открывшуюся в музее 24 августа экспозицию «Европейский сезон». В рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!» в Белгороде представлена коллекция из фондов Тверской областной картинной галереи.
120 графических и живописных произведений французских, итальянских, испанских, английских, голландских, немецких, австрийских, датских художников позволяют посетителям экспозиции погрузиться в мир мифологических и библейских сюжетов, а также дают представление о работе мастеров XVI – XIX вв. в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Для Белгорода эта выставка, несомненно, знаковая. Впервые наш город принимает работы западных художников в таком объеме. К тому же эти произведения представляют четыре разных столетия.
С первых минут в выставочном зале ощущаешь неповторимую, ни с чем несравнимую атмосферу давно ушедших времен. Здесь присутствуют и античные мотивы, полуфантастические сюжеты, запечатлевшие нимф, земфир, животных; и христианские - образы Девы Марии и Иосифа, младенца Христа, Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Пейзажи, представленные в экспозиции, совсем не похожи на те, которые мы видим на полотнах сегодняшних мастеров. Художники прежних времён приукрашивали действительность, дополняя натуру изображениями деревьев, цветов, птиц и зверей, рожденных в воображении автора, «сочиняли» античные руины никогда не существовавших построек, а свет в работах старых мастеров и вовсе напоминает искусственный, будто специально подсвечивающий отдельные части изображения.
А глаза на портретах? Кажется, что за тобой наблюдают из всех концов зала, пока ты перемещаешься от картины к картине, всматриваешься в лица живших когда-то людей, восхищаешься их нарядами и позами, так тонко переданными мастерами разных эпох.
Не менее ценны в историческом и эстетическом планах графические работы. Карандашные гравюры Жиля Демарто, резцовые гравюры Пьера Древе и офорты знаменитой маркизы де Помпадур ничуть не меньше привлекают внимание посетителей, чем живопись. Учитывая то, что тираж гравюры был ограничен, многие из этих оттисков дошли до нашего времени лишь в нескольких экземплярах, и это, несомненно, повышает их ценность.
Классицизм, маньеризм, ренессанс, романтизм, барокко и рококо – стили и жанры на этой выставке представлены во всем своем разнообразии. Как и география художников – французы Гюбер Роббер, Клод Жозеф Верне, Антуан Куапел, Франсуа де Труа, итальянцы Леонардо Корона, Алессандро Маньяско, Джованни Батиста Коломбо, немцы Иоганн Фридрих Август Тишбейн и Эдуард Гильдебрандт, английские живописцы Джорджа Доу (работавшего несколько лет в России) и Вилльямса Пенри, австрийцы Томас Эндер и Мартин Иоганн Вагнер, голландец Иост Корнелис Дрохслот и другие.
Но не так важны фамилии мастеров, которые порой известны только в узких кругах почитателей и профессионалов, как их работы, которые и сегодня дарят нам возможность окунуться в прошлое, ощутить восторг от встречи с давно ушедшей эпохой.
Выставка будет работать до 5 октября.
Е. МАМИНА.