В хороводе у Забавы

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя5
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц9
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255201

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |
В хороводе у Забавы
веселились мы на славу!
   С 30 сентября по 5 октября в Белгороде проходил VI Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава». В нём приняли участие театры из Белоруссии, Италии, Литвы, России, Украины, Франции.
  kykla6Много лет назад, кажется, после второй «Белгородской забавы», в своей обзорной рецензии я мечтала о будущем фестиваля: «Может быть, когда-нибудь в гости к русскому Петрушке в Белгород приедут его зарубежные братья — итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, турецкий Карагёз...» Хотя, честно говоря, вовсе не надеялась, что это произойдёт в действительности... Да что там! Ещё недавно казалось, что «Белгородская забава» навсегда осталась в истории, как и множество других российских фестивальных проектов, рождённых в 90-е годы.
  Но для художественного руководителя Белгородского государственного театра кукол Натальи Мефодиевны Репиной возрождение фестиваля стало и делом личной чести, и данью уважения к тем, кто стоял у истоков рождения «Белгородской забавы» - тогдашним директору театра Александру Валентиновичу Кобелеву (увы, уже ушедшему из жизни), главному режиссёру Ирине Михайловне Лебедевой, заведующему литературно-драматургической частью Юрию Михайловичу Литвинову...
  Идея возобновления после семилетнего перерыва фестиваля театров кукол на белгородской земле была поддержана правительством области и управлением культуры, сформированы оргкомитет «Белгородской забавы» и экспертный совет по отбору спектаклей в её программу. В состав жюри под председательством театрального критика Ольги Глазуновой вошли такие ведущие специалисты в области детского театра и театра кукол (намеренно опускаю их титулы и регалии для экономии места в газете!), как режиссёры Виктор Шрайман и Станислав Железкин, театровед Алексей Гончаренко, композитор Алексей Чёрный; в качестве гостей были приглашены президент Международного фестиваля «КукАрт» Давид Бурман, президент Российского центра УНИМА Елена Иванова, генеральный директор Творческо-координационного центра «Театр-информ» Ольга Сенаторова.
  kyklaVI Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава» задумывался как большой праздник для людей театра и зрителей всех возрастов, и организаторам удалось в полной мере сделать его таковым. Двадцать два спектакля двадцати одного театра были представлены в афише фестиваля, а всего за время его работы было показано тридцать три представления на трёх площадках — Белгородского театра кукол, Белгородского дворца детского творчества, Центра молодёжных инициатив. В традициях русского гостеприимства — с песней, танцем, доброй шуткой, хлебом-солью - прошло открытие театрального форума (сценарий и постановка — главный режиссёр БГТК Сергей Балыков), каждый фестивальный день открывался приветствием и напутствием мудрой и весёлой девы Забавы (в её роли выступила актриса Елена Булахова), а каждый спектакль предварялся остроумным и смешным скетчем в исполнении двух белгородских Иванов — Панина и Соловьёва.
  В сундучке у девы Забавы, ставшей новым символом «Белгородской забавы», нашлись призы для всех спектаклей фестивальной программы. Члены детского жюри подарили каждому театру куклы собственного изготовления, а свой приз вручили хозяевам фестиваля и их спектаклю «Аистёнок и пугало», ибо, по мнению ребят, «лучший спектакль — это тот, в котором есть кукла и актёр, который мастерски с ней работает».
Лауреатов фестиваля в главных номинациях тоже оказалось немало.
 kykla2 Призом в номинации «За сохранение традиций» награждён спектакль Неаполитанского традиционного театра кукол «Пульчинелла ди маре» и актёр Гасперо Насуто. Те, кто видел это представление на итальянском языке, искренне кричали Гасперо в финале: «Браво! Брависсимо!!!» Спектакль, представляющий собой  реконструкцию традиционного национального уличного театра, аналогичного русскому петрушечному балагану, совсем не выглядел покрытым пылью веков музейным экспонатом, но был живым и современным. Мастерство кукольника Гасперо Насуто, работающего за высокой ширмой, просто невероятно: перчаточные куклы в его руках обнимаются, целуются, дерутся, таскают на себе предметы, активно перемещаются в пространстве... При этом, озвучивая реплики Пульчинеллы, Гасперо умудряется использовать инструмент под названием пиветта, делающего голос героя  — согласно архаической традиции -  не человеческим, а именно кукольным. После представления белгородская детвора обступила итальянского актёра, с удовольствием фотографировалась с ним, рассматривала и трогала Пульчинеллу за колпачок... Вот она поистине волшебная сила искусства: оказывается, и компьютерному поколению доставляет искреннюю радость народный театр, пришедший к нам из глубины веков!
  kykla3Абсолютным «чемпионом» по количеству призов в номинациях фестиваля  стал спектакль Саратовского театра кукол «Бременские музыканты». Театр был отмечен за лучший актерский ансамбль, Геннадий Шугуров награжден в номинации за лучшую режиссуру. Приз за лучшую мужскую роль первого плана получил Алексей Усов, исполнитель роли Шута, а Роман Сопко, сыгравший Короля, победил в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». «Прекрасная литературная основа (всем известная интерпретация Ю. Энтина и В. Ливанова), замечательная музыка Г. Гладкова, искусство режиссёра Г. Шугурова, который изобретательно «завертел» спектакль, мастерство художника А. Ечеина, не только создавшего на сцене атмосферу Средневековья, но и выступившего в качестве конструктора кукол, которыми артистам хочется играть, и делают это они блистательно, - вот что такое саратовские «Бременские музыканты»! - так отозвался о спектакле Виктор Шрайман, добавив в завершение: «Ребята, какую хорошую творческую компанию вы собрали!» И с этими словами трудно не согласиться!
  В номинации «За лучшую женскую роль первого плана» победительницей признана артистка Наталья Богомазова, исполнительница роли Директора цирка в спектакле «Цирк Шардам». Актрисе удалось не только заставить публику поверить, что за ширмой скрывается мужчина-кукловод, но и очень ярко воспроизвести интонации циркового шпрехшталмейстера, и тонко прочувствовать абсурдистскую стилистику пьесы Д. Хармса. Надо заметить, и в целом спектакль «Цирк Шардам» в постановке режиссёра П. Акинина и художника О. Сидоренко оставил самое благоприятное впечатление - в этой смешной пародии на цирковое представление многие сцены решены так эффектно и изобретательно, как это может быть только в театре кукол.
 kykla4 Исполнительница роли Тётки Утки в спектакле «Гадкий утёнок» Дагестанского театра кукол Екатерина Касабова удостоилась награды в номинации «За лучшую женскую роль второго плана». И в этом случае достоинство актёрской работы — яркой, сочной, окрашенной тонкой иронией -  поддержано достоинствами самого спектакля. Выразительные куклы и точная актёрская работа с ними, «атмосферная» декорация, интересное решение мизансцен, чёткая адресность спектакля своему зрителю — несомненные плюсы махачкалинского «Гадкого утёнка» (режиссёр - М. Урицкий, художник — И. Данько).
  В двух номинациях лучшим был назван спектакль Паневежского кукольного театра на колёсах (Литва) «Соловей». Композитор Фаустас Латенас награждён за лучшее музыкальное оформление, а Виталиюс Мазурас — за лучшую работу художника. «Тонкая, вдумчивая, внимательная работа! - так прокомментировал музыкальное оформление «Соловья» Алексей Чёрный. - Как точно средствами музыки изображается пение живого соловья и пение соловья механического! Услышав то и другое, зритель, несомненно, решит, какое из них лучше... » Добавлю, что и композитору, и художнику удалось создать узнаваемый китайский колорит сказки, который очень осмысленно и чутко поддержан в спектакле режиссурой и актёрским ансамблем.
  О спектакле Белгородского государственного театра кукол «Я тогда гостила на Земле...» (режиссёр - Сергей Балыков), посвящённом страницам жизни и творчества Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Маргариты Зиминой, мы ещё расскажем на страницах нашей газеты — здесь есть о чём поразмышлять и поспорить. На фестивале «Белгородская забава» опыт обращения белгородских кукольников к поэтическому театру был удостоен награды в номинации «За верность идее гуманизма».
  kykla5А вот гран-при фестиваля, похоже, единодушным решением жюри был присуждён спектаклю «Майская ночь» Харьковского государственного академического театра кукол имени В.А. Афанасьева (режиссёр — О. Дмитриева, художник — Н. Денисова). Это лунное волшебство, сотканное из музыки и света, хореографии и  кукольного представления, эта невероятная гоголевская феерия, в которой мистика и юмор переплетены самым причудливым образом, а украинская речь звучит, как песня,  являют собой именно то, чего ждёшь, порой тщетно, от театра  - ощущение чуда. «Я счастлив, что видел этот спектакль», - сказал о «Майской ночи» Виктор Шрайман. А тем, кто не видел его, остаётся только посоветовать испытать это счастье, отправившись в Харьков на ближайшее представление «Майской ночи».
  … Нынешняя «Белгородская забава» была интересна ещё и тем, что предоставила возможность увидеть, в каком направлении развивается сегодня искусство театра кукол. Вот, скажем, спектакль «Крыша ехала домой» (режиссёр - Т. Сааков, художник Т. Кочурова) Детского интеграционного театра «Куклы» из Санкт-Петербурга представил на суд публики очень любопытный опыт игрового «прочтения» стихов Юнны Мориц. В этом невероятно обаятельном спектакле, проникнутом интеллигентной питерской атмосферой, синтезируются элементы драматического, кукольного представления и интерактивного контакта с юной публикой, которой три симпатичные актрисы ненавязчиво разъясняют правила поведения и правила жизни. Французский театр «XZART» тоже берёт на себя миссию не только эстетическую, но и социальную. Трогательный и нежный спектакль режиссёра Мишеля Розенманна «Мой маленький братик не такой, как все» ценен прежде всего тем, что в игровой форме, очень деликатно поднимает проблемы отношения к детям-даунам. Подобного рода социальный детский театр пока не востребован в нашей стране, тем интересно его присутствие в фестивальной программе. Поисками в области новых выразительных средств театра кукол отмечен спектакль «Волшебная кисть» Могилёвского областного театра кукол (режиссёр — И. Казаков, художник - Т. Нерсисян), решённый в жанре сказки-раскраски. Он привлекает использованием мультипликации в театральном представлении, но, увы, слабенькая литературная основа с банальными и предсказуемыми драматургическими ходами пока не позволяет говорить об успехе творческих поисков создателей этого спектакля.
 kykla7 Были в программе фестиваля и опыты постановки в театре кукол классической русской прозы («Барышня-крестьянка» Городского детского центра театра и кино «Крошка» из г. Саранска) и современной драматургии, уже ставшей классикой драматического театра («Поминальная молитва» Гомельского государственного театра кукол)... По мнению жюри, удачами спектакли режиссёров Г. Чернышова и Г. Гольдмана  назвать нельзя — в первом случае из-за архаичности художественной формы, а во втором — из-за необязательности собственно кукольного плана, но здесь, как говорится, хотя бы за попытку — спасибо. А вот когда когда видишь откровенно «домашние радости», вряд ли достойные показа на фестивальной сцене, невнятные интерпретации, убивающие банальностью режиссуры поэзию литературной или народной сказки, разудалые «капустные» спектакли, призванные развлечь взрослых попсовым антуражем, - тогда просто становится обидно за искусство театра кукол.
  Впрочем, и среди спектаклей, не удостоившихся главных наград фестиваля, были такие, которые дарили искреннюю радость зрителям и были интересны профессионалам театра. Это и необычная игровая версия «Золушки» для двух актёров Крымского академического театра кукол (режиссёр — С. Забродин, художник - Л. Растенко), и очень «африканский» в сценографическом, пластико-хореографическом и музыкальном решении «Слонёнок» Тульского государственного театра кукол (режиссёр — М. Урицкий, художник — И. Данько), и отмеченный выразительнейшими куклами и актёрской работой с ними спектакль Курского государственного театра кукол «Сказка о рыбаке и рыбке» (режиссёр - А. Лелявский, художник — В. Никитин), и ещё один изобретательный, весёлый «цирк в театре», представленный «Букой» Воронежского государственного театра кукол «Шут» имени В. Вольховского.
  … IV Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава» завершён. Да здравствует новый фестиваль, который состоится через три года, возьмёт из опыта шести прошедших фестивалей самое лучшее и подарит белгородским зрителям ещё больше ярких театральных впечатлений.
Наталья ПОЧЕРНИНА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода