Хореография как образ жизни

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня8
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя8
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц12
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255204

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

Хореография  как  образ жизни

   В апреле отделение хореографии Белгородского института  культуры  и искусств  отмечает 50-летие со дня открытия. Его основала и тридцать четыре года им руководила Лилия Владимировна Зарайская.

   Она родилась в Одессе. Окончила балетную школу, затем отделение хореографии Днепропетровского государственного театрального училища по специальности артист балета. Работала в Одесском театре оперы и балета и в ансамбле танца Тернополя. С 1961 года жила в  Белгороде. Высшее образование получила в ГИТИСе (ныне Российская академия театрального искусства) по специальности педагог хореографии, театроведение. Заслуженный работник культуры России. Внесла значительный вклад в становление и развитие хореографического искусства на Белгородчине. С 1995 года проживает в США, в Нью-Йорке. Ежегодно приезжает в Белгород.  Бывает в институте, общается с педагогами, студентами, читала лекции о зарубежном современном театре.
   Этот материал Лилия Владимировна прислала в редакцию из США.
   В  Белгород в августе 1961 года я приехала с Украины на время, чтобы провести приёмные экзамены у первого набора учащихся на отделение хореографии, которое по сути только создавалось. Директор культурно-просветительского училища М.А. Ивашечкин встретил меня доброжелательно, говорил о перспективах,  предложил остаться преподавать. Так волей судьбы я начала заведовать отделением, а Михаил Афанасьевич стал для меня на долгие годы близким человеком, добрым другом, наставником, помог состояться мне как педагогу.
   Вначале было, конечно же, трудно. Отделение не имело ни одного специально оборудованного класса, но огромное желание студентов познать танец, его красоту преодолевало всё, в том числе и неудобства. Классическими станками служили спинки стульев, танцевальным классом - фойе старого кинотеатра «Челюскин». Уроки проводили в разных местах – в зале клуба железнодорожников, летнем театре «Октябрь» в парке, маленьких комнатах музыкального училища в здании по ул. Б. Хмельницкого.
   Шло время. В городе построили новое здание драматического театра, а наше училище получило старое здание бывшего театра по пр. Ленина. Это был настоящий праздник для  педагогов и студентов. Я возглавляла отделение, педагогами были А.А. Махлин,  А.В. Глуцкий.
   В области открывались новые учебные заведения и культучреждения, Дома культуры, развивалось и самодеятельное художественное творчество.  Наших выпускников ждали везде. Лучшие из них продолжили учебу в высших учебных заведениях, стали педагогами училища на долгие годы. Это - В.А. Богачева, А.П.  Новиков, В.И. Шламов, Р.А. Акиншина и другие. Пополнили состав преподавателей и выпускники вузов страны – В.В. Сизоненко, Л.Н. Франк, Л.В. Шламова, А.Д. Пастухова, Т.Д. Сивец, О.Н. Тарасюк.
   В 1981 году училище получило новое учебное здание, а вскоре и учебный клуб с репетиционными классами и зрительным залом на пятьсот мест. Работать становилось всё интересней. У нас сложился дружный творческий педагогический коллектив единомышленников. В области до открытия отделения практически не было танцевальных коллективов, а благодаря нашим преподавателям и выпускникам они появились, причем интересные, разнообразные по жанрам,  формам, видам хореографического искусства. Нам оказывали помощь и поддержку руководители города и области.
   Новая система художественно-эстетического воспитания детей объединила усилия учреждений культуры и образования. Возникли школы-комплексы. В 1986 году по инициативе тогдашнего начальника областного управления культуры Андрея Владимировича Кулабухова вводятся уроки хореографии в общеобразовательных школах, учебных заведениях, открываются школы массового обучения танцам, проводятся танцевальные вечера. Преподаватели отделения разрабатывали программы, проводили уроки, семинары, работали совместно с областным Домом народного творчества. Была создана видеотека по обучению современному бальному танцу. На базе училища проводились смотры, семинары, творческие лаборатории. При областном научно-методическом центре был создан ансамбль русского танца «Былина», которым стал руководить балетмейстер Владимир Белых, ныне известный в области человек, заслуженный работник культуры России. Помогали мы и хореографическим отделениям детских музыкальных школ – готовили программы  по всем предметам, проводили учебно-методические мероприятие, смотры творческой деятельности и многое другое.
   В 80-е годы, ознакомившись с методической деятельностью нашего училища, Министерство культуры РСФСР создало методическое объединение культурно-просветительских училищ  Центральночерноземных областей, центром которого стал Белгород. Наше хореографическое отделение стало методическим центром для  подобных училищ Курска, Брянска, Липецка. Мы проводили на своей базе открытые уроки, показы творческих работ, постановок, обсуждение учебных программ, методических разработок, обмен опытом с выездом в другие училища. К тому времени отделение хореографии было самым многочисленным по количеству студентов. Была и неплохая материально- техническая база, нотная библиотека, и всё это создавалось педагогами, которые в своей работе были одержимы, не равнодушны, любили свое дело. До того как официально был утвержден детский музыкально-эстетический центр, мы проводили занятия с учащимися школ на общественных началах. Коллектив отделения неоднократно награждался грамотами областного управления культуры за хорошую работу по подготовке специалистов и за общественную работу.
   Гордостью училища, города и области был и остаётся вокально-хореографический ансамбль «Везелица». Его основатели - В.И. Шламов и В.В. Сизоненко. Именно они дали название коллективу и определили творческую форму. Сейчас ансамблем руководят Татьяна Савченко и Владимир Лифшиц.
   Мы плодотворно работали со всеми директорами. М.А. Ивашечкин, Р.М. Бурцева, Н.И. Тихов, М.С. Жиров – все они понимали и отмечали значимость нашей работы. Вот имена тех,  кто создавал историю отделения, училища, института, преумножал его славу и традиции: В.А. Богачева,  Р.А. Акиншина, В.В. Сизоненко, В.И. Шламов, Л. В. Шламова, А.Д. Пастухова, Т.Д. Сивец, А.П. Новиков, Л.Н. Франк, В.И.  Белых, О.Н. Тарасюк, А.Т.  Российская. Для них и многих других моих коллег хореография, то есть искусство танца, стала поистине образом жизни. Кто-то из моих бывших коллег и сейчас работает на благо культуры Белгородчины, вписывая в её историю новые  славные страницы.

Л.В. ЗАРАЙСКАЯ,
г. Нью-Йорк.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода