О жуликах высоких технологий

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня8
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя8
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц12
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255204

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

О жуликах высоких технологий

   Трудно представить себе сегодняшний наш быт без такого удобства, как сотовый телефон. Обнаружив, что ушёл из дома, забыв мобильник, человек испытывает в первый момент чуть ли не панику: как же я без него? А потом, может быть, сам над собой посмеивается: ничего, уж как-нибудь, раньше же обходился.

   5Став одним из самых распространённых предметов обихода, мобильный телефон завоевал популярность и в криминальных кругах – как желанный объект преступного промысла. Для многих воров и грабителей мобильники стали одной из главных целей: стоят (даже сравнительно дешёвые аппараты) немало, со сбытом особых затруднений не возникает.
   А ещё широкую популярность среди преступных элементов завоевало телефонное мошенничество. Проблемы, связанные с этим «мошенничеством нового типа», обсуждались за «круглым столом», в белгородском пресс-центре «Комсомольской правды». Присутствовали заместитель начальника управления уголовного розыска УВД по Белгородской области Олег Щетинин (на снимке), заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Белгородской области Максим Демещенко, менеджер по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» Ирина Аристова (Москва), руководитель обособленного подразделения в Белгороде ОАО «Мегафон» Александр Фатеев и технический директор местного филиала ОАО «МТС» Андрей Фролов.
Этапы пути
   7О. Щетинин коснулся истории вопроса. Телефонное мошенничество, сказал он, началось с рассылки SMS-сообщений с просьбой положить деньги на телефонный счёт. Затем появились и более изощрённые методы «развода»: ложные розыгрыши призов (якобы от радиостанций), лотерей и т. п. «Счастливому обладателю выигрыша» оставалось только перевести на такой-то счёт определённую сумму денег - налог или ещё какой-либо чисто формальный сбор – и он, мол, сразу получит приз (скажем, новенькую иномарку). Но после «формальностей» простак оставался без приза плюс (вернее, минус) без перечисленных денег.
   Однако в последнее время, отметил Олег Александрович, особую тревогу вызывают просьбы о денежной помощи, с которыми мошенники обращаются к абонентам от лица их родственников – сына, брата, мужа, дочери и т. д. Дескать, я попал в переделку, набедокурил (совершил ДТП, нахулиганил и т. п.). Избежать крупных неприятностей можно, выплатив такую-то сумму. Передача денег может осуществляться различными способами – переводом на блиц-счёт, пополнением мобильного кошелька, через таксиста или как-то иначе.
   О. Щетинин рассказал, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено: вся эта система ложных телефонных обращений о помощи была разработана в местах лишения свободы, где и прошла период практического становления. И сегодня во многих случаях телефонным мошенничеством занимаются лица, отбывающие заключение. Деньги получают от жертв либо на мобильный счёт, либо при посредничестве находящихся на воле сообщников. Поднаторев в этом преступном бизнесе в неволе, мошенники и после освобождения сей промысел не прекращают.
   Жертвами подобных обманов становятся в основном пожилые люди. Именно они наиболее легко поддаются эмоциям, когда речь идёт о родных людях и далеко не сразу пытаются выяснить: а в чём, собственно, дело? «Помочь! Немедленно!» - этими скорее чувствами, чем стремлениями, все остальные мысли заглушаются.
   Особую озабоченность, заметил О.Щетинин, такие преступления вызывают, в частности, потому, что они сопровождаются прямой дискриминацией людей в погонах (милиционеров, других правоохранительных служб). Ведь деньги выманиваются у сотового абонента часто именно под предлогом дачи взятки стражам порядка. Обычно в розыгрыше участвуют два-три человека. Один говорит от имени родственника, а второй – от лица, скажем, офицера милиции. С соответствующими интонациями, с характерными речевыми оборотами. Как видим, для успеха мошенничества жуликам требуются, кроме доверчивости вводимого в заблуждения объекта, некоторые артистические способности – скорее даже, наглость, нахрап и своеобразный кураж. Впрочем, встречаются среди них и таланты, которые действуют в одиночку, умудряясь разговаривать с жертвами на разные голоса - то от имени попавшего в беду сына, то от имени милиционера, врача и так далее.
Главное – без паники
   С одним из таких «дарований» присутствовавшие познакомились – правда, заочно: посредством показанного видеоролика. Молодой человек, уже судимый, в Белгородскую область переселился на ПМЖ из Подмосковья. Профессиональное оснащение: 15 симкарт, 4 «мобилы». Звонил наобум, пока не попадал на подходящего человека. Представлялся обычно сыном, по реакции и манере разговаривать вычислял, какую сумму затребовать. В установленных случаях суммы полученных им денег составляли 50 и 90 тысяч рублей. Преступник обманул более десяти граждан России, в основном – престарелых жителей Самарской и Волгоградской областей. Когда говорил от лица стража порядка, менял тембр голоса и стиль речи. Показал, как. Звучало убедительно.
   Такие преступления сложны для раскрытия, а уличить преступника и доказать его вину ещё труднее: ведь жулик и его жертвы разделены сотнями километров (звонят чаще всего в другие регионы), а следы выманенных денег обычно растворяются вскоре после акта их передачи (перевода). Тем не менее, законное возмездие всё чаще настигает телефонных мошенников - методы борьбы против них развиваются и совершенствуются.
   За такое же преступление, кроме уже названного «артиста», задержаны жители Корочанского и Валуйского районов. Кроме того, белгородские оперативники работают и по иногородним мошенникам, жертвами которых становятся белгородцы. Такие неприятности часто приходят на Белгородчину из исправительно-трудовых учреждений, расположенных в Самарской и Ростовской областях. Также белгородскими милиционерами за телефонное мошенничество был арестован и житель Новосибирской области.
   И всё-таки факты «сотового мошенничества» всё ещё остаются частым явлением. Поэтому самое пристальное внимание полиция уделяет профилактике, особенно – работе с населением. Людей (через участковых, с помощью памяток и СМИ) предупреждают и информируют о том, как действуют телефонные жулики. Даются рекомендации, как себя вести, чтобы не стать жертвами подобных преступлений. Самое главное: не поддаваться панике и сразу постараться связаться с человеком, от имени которого запрашивается помощь. Тем, у кого есть пожилые родственники, следует их специально проинструктировать, и время от времени инструктаж повторять.
Будьте грамотны!
   Поделились опытом борьбы против телефонного мошенничества и представители сотовых компаний. Столичная гостья нашего города Ирина Аристова (на снимке) рассказала о мерах, предпринимаемых «Билайном». Серьёзно занялись проблемой с 2008 года, когда заработал проект «Мобильная грамотность». Название говорит само за себя: абонентов обучали, как обезопасить себя от мошенников. С конца 2010 года разработана специальная программа для детей (публикуется через СМИ и на специальном сайте). Такие персонажи спектаклей, как мальчик и сотовый телефон, учат маленьких абонентов правилам антимошеннической безопасности.
   С 2008-го года ведётся и разумная доработка предоставляемых оператором услуг, которые используются жуликами: вводятся коды подтверждения и так далее. Наконец, разрабатываются и вводятся меры по борьбе с мошенническим использованием услуг, предоставляемых оператором: служба безопасности проверяет контент-провайдеров (партнёров, пользующихся сотовой связью – через короткие номера - для предоставления коммерческих услуг населению). Усиливаются штрафные санкции для недобросовестных контент-провайдеров и т. п.
   Усилия дали положительный эффект. В частности, количество обращений по поводу жульничества на коротких номерах снизилось на 80%. Всего же в первом квартале 2010 года в адрес «Билайна» поступило 200 тысяч жалоб по поводу телефонного мошенничества, во втором – 111200, в третьем – 79 тысяч. Для общей картины: за 2008 год жалоб было 160 тысяч, а за 2009 – 450 тысяч.
   Самое эффективное средство, подчеркнула Ирина – просветительство. Можно смело утверждать, что лучшая защита абонента – его высокая мобильная грамотность.
   В этом с Ириной солидарны Андрей Фролов («МТС») и Александр Фатеев («Мегафон»). А. Фролов отметил, что универсального средства от мошенников нет, надо повышать грамотность абонентов и населения.
   А. Фатеев акцентировал внимание на том. что следует до населения доносить следующую истину: высокотехнологический товар требует к себе особого подхода. Мобильный телефон – не сковородка, с ним надо обращаться аккуратно. Многие же проявляют безалаберность: купил «симку», выбросил «симку», не заблокировав. Кто-то поднял – и вот она уже используется в мошеннических целях. А виноват, по мнению пользователя, оператор.
   Максим Демещенко (управление Роскомнадзора) указал на то, что недоразумения порой возникают из-за того, что подписывая договор с оператором, человек его не читает. А то, что подписываешь, особенно когда документ накладывает юридические и денежные обязательства, читать надо обязательно.

Игорь ГОРСКИЙ.
Фото автора.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода