Что сей предмет расскажет нам?

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня11
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя11
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц15
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255207

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

Что сей предмет расскажет нам?

   Датой рождения  натюрморта считается рубеж XVI-XVII веков. В то время термина для его определения еще не существовало. Такие картины называли «ваза с цветами» или «накрытый  стол»... В Голландии картины с изображением предметов назывались «неподвижная натура», «модель», «тихая жизнь». Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII веке и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа».

   18Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи. Жанр натюрморта  имеет следующие разновидности: цветочный, со снедью, с бытовыми вещами. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном – предметы рассказывают прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, что он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь естественная, жизненная, часто непреднамеренная. Эта разновидность исторически идет от классических образцов голландского натюрморта.
   В ином типе натюрморта предметы изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят, прежде всего, о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, оценить фактуру и предметные качества. Такая разновидность натюрморта сформировалась в испанской живописи. В постоянной экспозиции Белгородского государственного художественного музея представлено большое разнообразие полотен этого жанра.
   13К натюрморту  второго типа относится  произведение «Айва» Бориса Щербакова, члена-корреспондента Академии художеств СССР, народного художника РСФСР. Это очень выразительная работа - с великолепной передачей фактуры  прекрасных плодов, имеющих привлекательную форму, вызывающая у зрителя ощущения наслаждения красотой окружающего мира, радости земного бытия. Здесь раскрывается своеобразие человеческого восприятия мира и отношение к нему. И делается  это через изображение предметов самих по себе. Композиция картины, написанной масляными красками, организованна и продуманна. Следующий натюрморт этого же автора - рассказ о вещах и об отношении к ним человека. Он называется «Венгерский мотив». Художник изображает охотничьи трофеи, он показывает гармонию и красоту предметов, любуется их совершенством. В этом натюрморте чувствуется незримое присутствие человека. Мир вещей в произведениях Бориса Щербакова  раскрывает их своеобразие, неповторимость и красоту. Его натюрморты словно говорят: «Смотрите, как прекрасны самые простые вещи! Пользуясь, любуйтесь ими!».
   Особое место в своем  творчестве уделял натюрморту и член-корреспондент АХ СССР, профессор  Григорий Шегаль. По утверждению самого художника, натюрморт явился для него своеобразной школой мастерства. В художественном музее представлено его  живописное полотно «Лупинусы и гранаты». В этом натюрморте художник любуется фруктами и цветами, изображая их так, как это сделали бы  мастера XVII века. Он передает неповторимую красоту природных форм, материальность каждого предмета, добиваясь гармонии цветовых сочетаний и единства композиции. Шегаль  воспринимает мир в его красочном своеобразии  и цветовом  звучании.
   Натюрморт Николая Дмитриевича Хватова «Цветы и фрукты», в котором изображенные предметы не только говорят о себе, но и передают настроение художника, его чувства и эмоции, написан в декоративной манере, звучными, сочными красками. Яркий ковер, букет цветов и яблоки, лежащие в миске, - всё подчинено одному порыву – показать насыщенность красок цветов и плодов.
   Мир натюрморта – это мир искусственной реальности, преображенной человеком, поэтому всякий  натюрморт содержит в себе некоторое сообщение, оставленное сознательно или неосознанно художником.

Е. ДЕМЬЯНОВА,
сотрудник Белгородского государственного 
художественного музея.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода