Что сей предмет расскажет нам?
Датой рождения натюрморта считается рубеж XVI-XVII веков. В то время термина для его определения еще не существовало. Такие картины называли «ваза с цветами» или «накрытый стол»... В Голландии картины с изображением предметов назывались «неподвижная натура», «модель», «тихая жизнь». Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII веке и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа».
Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи. Жанр натюрморта имеет следующие разновидности: цветочный, со снедью, с бытовыми вещами. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном – предметы рассказывают прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, что он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь естественная, жизненная, часто непреднамеренная. Эта разновидность исторически идет от классических образцов голландского натюрморта.
В ином типе натюрморта предметы изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят, прежде всего, о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, оценить фактуру и предметные качества. Такая разновидность натюрморта сформировалась в испанской живописи. В постоянной экспозиции Белгородского государственного художественного музея представлено большое разнообразие полотен этого жанра.
К натюрморту второго типа относится произведение «Айва» Бориса Щербакова, члена-корреспондента Академии художеств СССР, народного художника РСФСР. Это очень выразительная работа - с великолепной передачей фактуры прекрасных плодов, имеющих привлекательную форму, вызывающая у зрителя ощущения наслаждения красотой окружающего мира, радости земного бытия. Здесь раскрывается своеобразие человеческого восприятия мира и отношение к нему. И делается это через изображение предметов самих по себе. Композиция картины, написанной масляными красками, организованна и продуманна. Следующий натюрморт этого же автора - рассказ о вещах и об отношении к ним человека. Он называется «Венгерский мотив». Художник изображает охотничьи трофеи, он показывает гармонию и красоту предметов, любуется их совершенством. В этом натюрморте чувствуется незримое присутствие человека. Мир вещей в произведениях Бориса Щербакова раскрывает их своеобразие, неповторимость и красоту. Его натюрморты словно говорят: «Смотрите, как прекрасны самые простые вещи! Пользуясь, любуйтесь ими!».
Особое место в своем творчестве уделял натюрморту и член-корреспондент АХ СССР, профессор Григорий Шегаль. По утверждению самого художника, натюрморт явился для него своеобразной школой мастерства. В художественном музее представлено его живописное полотно «Лупинусы и гранаты». В этом натюрморте художник любуется фруктами и цветами, изображая их так, как это сделали бы мастера XVII века. Он передает неповторимую красоту природных форм, материальность каждого предмета, добиваясь гармонии цветовых сочетаний и единства композиции. Шегаль воспринимает мир в его красочном своеобразии и цветовом звучании.
Натюрморт Николая Дмитриевича Хватова «Цветы и фрукты», в котором изображенные предметы не только говорят о себе, но и передают настроение художника, его чувства и эмоции, написан в декоративной манере, звучными, сочными красками. Яркий ковер, букет цветов и яблоки, лежащие в миске, - всё подчинено одному порыву – показать насыщенность красок цветов и плодов.
Мир натюрморта – это мир искусственной реальности, преображенной человеком, поэтому всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение, оставленное сознательно или неосознанно художником.
Е. ДЕМЬЯНОВА,
сотрудник Белгородского государственного
художественного музея.