Рождение куклы
В Пушкинской библиотеке-музее с самого Рождества жили куклы. Выдумала двадцать прелестных рукотворных созданий и вдохнула в них жизнь известный кукольный мастер Наталья Расковалова. Наталья – член Международного объединения авторов кукол, участница областных, региональных, международных выставок. А её куклы «прописались» в Белгородском государственном художественном музее, в Пушкинской библиотеке-музее, в частных собраниях Франции, Англии, Германии, Италии, Испании, США и Японии…
Чудодей книги
В Пушкинской библиотеке-музее экспонируется выставка петербуржского художника Ильи Трофимовича Богдеско. Семьдесят пять гравюр – портретов и иллюстраций к классическим книгам «приехали» в Белгород впервые. Белгородские зрители смогут увидеть работы известного художника из коллекции Владимира Беликова.
«Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса Сааведра - герои этих книг будто ожили на стенах библиотеки. Художник оформил более сотни самых разнообразных книг. Свои умения мастер стремился передать ученикам. Действительный член Академии художеств, Богдеско с 2002 года возглавлял мастерскую графики Российской академии художеств.
… Иллюстрации к роману Джонатана Свифта выполнены были в технике гравюры, а их автор за эту работу был награждён дипломом имени Ивана Фёдорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги». Иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Достоевского принесли Илье Трофимовичу Богдеско Большую золотую медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. А создание серии из тридцати трёх иллюстраций к «Дон Кихоту» заняло у мастера… двадцать пять лет.
Задание проиллюстрировать книгу Илья Трофимович получил ещё в 1984 году, когда работал в издательстве «Картя Молдовенеску». Но по ряду причин книга свет не увидела. А мастер продолжал создавать своего Рыцаря печального образа. В современном подарочном издании этой книги были оригинальные гравюры художника, в массовом издании – копии. Но и в одном, и в другом изданиях авторскими были не только иллюстрации, но и оформление в целом, шрифты… Ведь страсть к каллиграфии захватила Илью Трофимовича не меньше, чем увлечение гравюрой. Да и особенный шрифт заставляет «заиграть» текст на страничке, привлекает внимание, всё крепче вовлекая в чтение. Илья Трофимович вообще мог превратить книгу в произведение искусства! К примеру, книгу И. Крянге «Кошелёк с двумя денежками» Богдеско всю… переписал каллиграфическим шрифтом, от руки.
…К сожалению, так кропотливо создаваемый Ильёй Трофимовичем Рыцарь печального образа увидел свет через несколько месяцев после смерти своего создателя.
Анна ШАЦКАЯ.