Он из звёздного призыва…

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня21
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя21
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц25
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255217

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

Он из звёздного призыва…

   Нынешний год в России объявлен Годом космонавтики – об этом пишут почти все газеты, рассказывают по радио, во многих телепередачах. Но, вдумайтесь, почему это произошло? На первый взгляд ответ прост: 50 лет назад случился первый космический полет человека. На самом же деле это ознаменовало величайший переворот во всей мировой истории: людям наконец-таки удалось покорить космос!

   Набор в космонавты (хотя тогда еще никто и не знал, что эти люди станут ими) велся под грифом строжайшей секретности. Даже сами летчики, из числа которых выбирали самых выносливых, не подозревали, что им предстоит делать. Нам посчастливилось встретиться с одним из тех, кто был в первом наборе, нашим земляком А.Д. Земляновым. Главные требования для будущих космонавтов были следующие: невысокий рост и небольшой вес – потому, что в кабине космического корабля было не так много места и чтобы избежать слишком больших перегрузок на организм. Однако и этих показателей тоже было недостаточно - космонавт должен быть хорошо образованным (как-никак абсолютно новая техника, приборы, которые нужно в кратчайшие сроки освоить), и обладать поистине богатырским здоровьем. И если первому требованию отвечали многие, то второму - в разы меньше. Проверку удавалось пройти лишь единицам. В итоге невысоких, худощавых, здоровых и сообразительных мальчишек набралось только двадцать человек со всего Советского Союза. Они-то и стали первым отрядом космонавтов, настоящим «звездным призывом».
   И хотя часть пути уже была пройдена, львиная доля дороги до пульта космического корабля ещё оставалась впереди. Прежде всего нужно было выяснить: смогут ли парни находиться в состоянии невесомости? Как долго? Как будет реагировать организм? Справится ли простой человек с большими нагрузками? Чтобы ответить на все эти вопросы, будущим космонавтам предстояло пройти серьезнейшие испытания. Их раскручивали в центрифуге, помещали в термокамеру (где при температуре 60 градусов нужно было продержаться целый час), в одежде бросали в ледяную воду, упражнялись на катапульте…
   Как станет известно потом, из двадцати новобранцев только восемь дойдут до конца и полетят в космос. Первым станет Юрий Гагарин, следующим – Герман Титов, третьим – Андриян Николаев... Но среди тех двенадцати, что остались на земле, тоже были свои герои. Некоторые из них оставили полеты, а другие – на всю жизнь связали себя с авиацией.
   Анатолий Данилович Землянов выбрал этот путь по примеру старшего брата – тот тоже был летчиком, прошел всю войну и при этом ни разу не был сбит. Желая повторить подвиги Данилы, Анатолий, как и всякий мальчишка в то время, грезил полетами. Еще во время учебы в школе он занимался в местном аэроклубе, делал успехи, и потому был направлен в Ейское училище военно-морской авиации. Там парнишке из Ворошиловграда (ныне – город Луганск) тоже не было равных. Анатолий Землянов окончил училище с результатами, соответствующими по сегодняшним меркам красному диплому. Но тогда корочек с отличием не давали, а предлагали кое-что посерьезнее – возможность выбора места для дальнейшей службы: Дальний Восток, Северный флот, Балтика и Крым. Парень выбрал Крым и был отправлен в Севастополь. Там-то Землянову и предстояло встретиться с членами специальной комиссии, отбирающей претендентов в космонавты, а после – вместе с другими такими же, как и он, избранными, отправиться в Звездный городок.
   Невысокий, подтянутый Анатолий Землянов был, как говорится, «то, что надо!». Показатели его роста и веса не превышали дозволенного, оценки в училище говорили сами за себя, а физическая подготовка и вовсе была на высоте (юноша без всяких проблем делал упражнение «крест» на кольцах, что в то время мог выполнить только профессиональный гимнаст). Однако требования к кандидатам были непомерные – никто не знал, как поведет себя человеческий организм в космосе, неизвестно было и то, где произойдет посадка (известно, что по плану Гагарин должен был приземлиться в районе Байконура, на деле же космонавта унесло в Саратовскую область). Перегрузки доходили до 12-ти, а порой даже и 15-ти кратной величины. Подливала масла в огонь гонка Советского Союза и США – обеим странам хотелось, чтобы первым в космос полетел их человек.
   Свободного времени у будущих космонавтов почти не было. Когда же выдавался часок-другой – играли в футбол, хоккей, баскетбол. Заводилой был Юрий Гагарин, другие тоже не отставали и с удовольствием принимали участие в состязаниях. Вечером – карты, шахматы, бильярд. «Больше всего мы любили баскетбол, - признается А. Землянов. – Несмотря на то, что ростом маленькие, реакция была отменная – как-никак все летчики. А для этой игры хорошая реакция просто необходима. Она важнее даже, чем высокий рост».
   Анатолия Даниловича подвело здоровье – во время испытаний барокамерой из уха пошла кровь – результат лопнувшей барабанной перепонки. Из отряда космонавтов его отчислили. С космосом было покончено, однако похоронить свою мечту – летать!- парень не мог.
   Из Москвы летчика направили в Казахстан, где он летал вторым пилотом на «кукурузнике», а затем стал командиром. А. Землянов поступил в Ленинградскую академию гражданской авиации. Попасть туда было непростым делом, зачисляли только тех, кто был на командной должности и имел хороший «налет». Из-за того, что служил он в морской авиации, парнишку быстро окрестили «моряком». В матроске его и изображали на дружеских шаржах-поздравлениях товарищи – то с младенцем в руках («С рождением сына!»), а то и со штурвалом («С первым полетом!»).
   За свою жизнь Анатолий Землянов налетал 18 000 часов. Бывал в Монголии, Чехословакии, Польше, Германии, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане… Одно время Анатолий Данилович вывозил раненых из Афгана – в госпиталь, в Ташкент. Летал много, аккуратно и с удовольствием. На военных самолетах – МИГ-15, МИГ-17, МИГ-19 и на гражданских – АН-2, ЛИ-2, ИЛ-18, Як-12, Ту-154. В девяностых, когда с летной карьерой было покончено, – перешел на преподавательскую деятельность.
   Сегодня бывший командир корабля Землянов живет в Белгороде. Занимаясь пенсионными делами, нет-нет, да и вспомнит далекие шестидесятые… Заводного, улыбчивого Гагарина, Быковского, своего друга Георгия Нелюбова (дублера Гагарина), других космонавтов и тех, кто остался только претендентом. Много воспоминаний осталось с тех пор, фотографий удалось сохранить гораздо меньше. Но с них, слегка потрепанных и чуть пожелтевших от времени, на нас смотрят юноши, вступающие в жизнь, – невысокие и худощавые, но со стальным стержнем внутри и яркой мечтой – летать!
Алёна РОГОЖА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода