Писать, как чувствовать

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

Писать, как чувствовать

   В «Смене» за 15 января этого года (№4) мы писали о белгородской художнице Татьяне Дмитриенко, авторе икон православия «Троица», «Николай Чудотворец», «Сергий Радонежский» и многих других… Сегодня она возглавляет первую в Белгородской области мастерскую по изготовлению икон, учит людей делать оклады для ликов святых. Перед началом очередного, уже третьего по счету, мастер-класса мы поговорили с художницей, узнали, что такое киот, как сделать оклад и кто имеет право писать лики святых.

  4 Сама Татьяна занимается иконами уже более десяти лет. «В 2000 году, второго января, у меня появилось желание взять в руки кисти, краски и начать писать, - вспоминает художница. И это при том, что за всю жизнь я вообще никогда не бралась за масляные краски! Взяла женский образ, похожий на Богородицу, и начала писать. Тогда и поняла, что хочу заниматься иконами. Но просто так делать это нельзя, для написания ликов нужно благословение. Мне его дал архимандрит Ипполит в Рыльском монастыре. Он же тогда и сказал мне: «Будешь, матушка, писать и оклады делать».
   В то время, по признанию Татьяны, она не знала даже, как правильно смешивать краски. Брала уроки у художников, просто списывала, срисовывала образы святых с икон, по книгам изучала тонкости изобразительного искусства… так и училась писать.
   Часть своих работ Татьяна подарила родственникам, друзьям, в какой-то момент знакомая (которая тоже занималась иконами) предложила ездить в Москву и выставляться там. Так художница стала участницей двух крупных православных выставок, приуроченных к Рождеству Христову и Пасхе. Но долго такие поездки, из Белгорода в Москву и обратно, продолжаться не могли – слишком, трудно и изнурительно всякий раз преодолевать сотни километров туда – с иконами, обратно – с материалом для будущих работ. «Я сказала себе так: найдется и в Белгороде возможность заниматься творчеством. Бог даст мне и здесь всё организовать».
   Поначалу было очень тяжело, в первую очередь из-за отсутствия помещения (а дома уже просто не хватало места для нормальной работы и хранения уже готовых икон). О художнице долгое время никто не знал, не было знакомо и её творчество. В марте прошлого года Татьяна впервые выставила свои работы на Белгородчине – несколько икон в областной библиотеке. С этого момента всё и закрутилось: художница стала участвовать в выставках, получила благословение архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и уже в октябре выиграла грант от областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.
   Полученные средства Татьяна Романовна потратила на закупку оборудования, материалов и открытие собственной мастерской в здании бывшего завода «Электроконтакт» - это две небольшие, уютные комнаты. В одной – непосредственно мастерская, где стоит станок, вышивальная машина, компьютер и прочие атрибуты рабочего кабинета. Там же лежат материалы для будущих работ и киоты (коробочки, внутри которых располагаются готовые иконы). В центре другой комнаты расположен большой стол и несколько стульев. На одной из стен - стихи, сочиненные Татьяной, дипломы и грамоты художницы, на противоположной – иконы, среди них есть и «Умиление», первая работа нашей художницы.
   Во время первого мастер-класса желающих собралось немного – сказалось отсутствие всякой рекламы и вообще незнание людей о новой секции творчества. Второе занятие собрало уже б /ольшую аудиторию, видимо, сработало «сарафанное радио»: среди новых учеников были даже шестидесятилетние бабушки и двадцатилетние девушки. Под чутким руководством Татьяны Романовны (на снимке справа) и стар и млад тщательно старались освоить технику иконотворчества.
   «Я не берусь учить писать лики – я сама еще ученик в этом деле. На мастер-классах мы делаем оклады, или ризы. Все идеи берутся из головы, мне лично нравится, когда лики получаются точно живые, поэтому я пишу так, как чувствую. Этому же стараюсь научить тех, кто приходит ко мне в мастерскую».
   Икона делается так: сначала пишется лик (этим можно заниматься, только получив благословение),  а затем уже делается оклад, где оставляются отверстия под руки и лик. Оклад – это объемный наряд. Если икона несет суть святого, то оклад подчеркивает его величие. Материал для изготовления берется разный, преимущественно это парча, бархат, стразы, натуральные камни, жемчуг, золотое шитье.
   Сегодня учеников ждет третий мастер-класс и икона «Иоасаф Белгородский». Через какое-то время Татьяна даст лик (фотографию), некоторые материалы и приступит к объяснению: расскажет, из каких деталей состоит этот образ, на что следует обратить внимание и какие нюансы учесть. «Учиться нужно на простом, - считает художница. - А вообще, главное – понять принцип. Когда поймешь его – сможешь потом сделать любой оклад самостоятельно. Я делаю так - объясняю технику, а дальше люди творят уже сами, кто как видит образ святого. Наверное, потому иконы у людей получаются абсолютно разные».
   В мастерской пока немноголюдно, за большим столом всего пара человек. Среди учеников – Лидия Петровна Мезенцева. На вопрос, почему она пришла в мастерскую, отвечает: «Я решила попробовать, потому что мне это интересно. Я вообще люблю все красивое, необычное, а когда увидела работы Татьяны Романовны – не смогла устоять. Тем более, когда есть возможность научиться самой, почему бы и не попробовать? Такая икона – хороший подарок родным, друзьям. Ведь самое приятное и интересное в качестве презента – это то, что было сделано своими руками».
   Спустя пару минут начинается мастер-класс, ученики во главе со своим учителем обсуждают собственное творчество. Кто-то принес уже готовые детали и теперь спрашивает у Татьяны совета, та с удовольствием делится мастерством.
   Писать, как чувствовать, - вот главный принцип художницы, так она видит мир, этому следует в своем творчестве и хочет научить своих учеников. И, на радость всем, пока что у неё это очень хорошо получается.
Алёна РОГОЖА.
Фото автора.
   В следующую субботу на Соборной площади состоится ежегодная фестиваль-ярмарка «Белгородская слобода». Там вы можете познакомиться с работами Татьяны Дмитриенко. Сама же мастерская художницы находится по адресу: ул. Королёва, 2а, 4 этаж, офис 407а (здание бывшего завода «Электроконтакт»).
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода