Воспитание и развитие школьников -
главная задача инновационной школы
Задачи, которые ставит стремительно меняющееся время перед российским образованием, масштабны и сложны. Новому поколению наших сограждан предстоит не просто усвоить необходимую сумму знаний, но и научиться применять их на практике, самостоятельно искать пути решения проблем, быть способным к исследовательской, творческой деятельности. Как отвечают на новые вызовы времени учреждения образования Старооскольского района – читайте в нашей подборке материалов.
В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию отмечено, что воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Значимость влияния содержания образования на уменьшение перегрузки, повышение мотивации в обучении, сохранение здоровья школьников очевидна для всех граждан нашей страны. Мы живем в меняющемся мире, поэтому наполнение содержания образования новыми технологиями, безусловно, приведет к формированию личности инновационного общества. И если мы не будем это учитывать, то окажемся в отстающих. Есть еще один вызов, еще одна проблема в том, как нам построить содержание таким образом, чтобы обеспечить последующую успешность учащегося и в личной карьере, и в работе на благо страны. То есть, в современной школе образование должно быть инновационным и даваться в формах, обеспечивающих максимальное развитие ученика.
В связи с этим в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» при разработке программы развития особое внимание уделялось тому, что образовательное учреждение должно:
Дать обучающимся добротные базовые учебные знания с учетом настоящего и будущего социокультурного контекста разработок и использования высоких технологий;
- создавать условия для построения каждым обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов;
- использовать в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы;
- уделять большое внимание исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся;
- обеспечивать реальное социальное партнерство с учреждениями и представителями науки и бизнеса, предполагающее непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства;
- реализовывать программы духовно-нравственного, патриотического, этнокультурного воспитания обучающихся;
- формировать и развивать ценности здорового образа жизни у учащихся, педагогов и родителей;
- создавать безбарьерную школьную среду для детей-инвалидов.
Программа развития школы на 2010-2015 годы «Школа-лаборатория развития человеческого потенциала современного учащегося» является основным документом, регламентирующим инновационную деятельность учреждения, и определяет необходимость трансформации новых образовательных идей в перспективные способы и методы их реализации, эффективные механизмы управления. В настоящее время в общеобразовательном учреждении функционируют лаборатории: «Эпистемотека», «Интеграция и погружение», «Здоровье», «Человек-созидатель», «Педагог-новатор», «Качество», создается лаборатория «Профессиональная карьера школьника» в рамках ресурсного центра по профессиональной подготовке. Каждое структурное подразделение работает в режиме внедрения запланированных стратегическим планом реализации программы развития мероприятий.
Особое внимание уделяется реализации Концепции воспитательной системы школы «Воспитание человека-созидателя посредством создания модели солидарного общества». Деятельность педагогического коллектива нацелена на развитие личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитание социально активных, инициативных, ответственных, способных к творчеству и нравственному самосовершенствованию людей.
Работа проводится в различных направлениях в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущими принципами организации воспитательной деятельности являются системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В общеобразовательном учреждении реализуются программы духовно-нравственного, патриотического воспитания обучающихся, профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения, программа деятельности детской организации «Росинка. Радуга. Ровесник» «Мир и человек», программа деятельности ученического самоуправления «Новое поколение» «Свой мир построим сами», целевые программы «Здоровье», «Профессиональная карьера», «Одаренные дети». Важнейшей частью воспитательной системы является работа по формированию и укреплению школьных традиций, к которым можно отнести: торжественные линейки «День знаний», «Последний звонок», «Посвящение в «Росинку»»; новогодний карнавал; вечер встречи с выпускниками; выпускной вечер; волонтерские движения «Как живёшь, ветеран?», «Под знаком Победы»; праздники «Вернисаж талантов», «Золотые лавры», «Прощание с начальной школой»; конкурс социальных проектов; день шефствующего предприятия; чествование победителей и призеров конкурсов, олимпиад, соревнований в Зале триумфа; день музеев и другие.
Дополнительное образование школьников осуществляется в рамках кружковой деятельности, занятиях в клубах по интересам, спортивных секциях, школьном научном обществе «Земляне». Особенностью образовательного учреждения является также наличие 8 паспортизированных музеев: «Музей Боевой славы», «Музей вычислительной техники», «Музей истории школы», «Музей комнатных растений», «Музей путешественников», «Музей Почетных граждан города Старый Оскол», «Интерактивный музей современного народного творчества», «Этнографический музей».
Очень интересна педагогам и учащимся деятельность в рамках лабораторий «Эпистемотека» и «Интеграция и погружение». Обучающиеся и учителя овладевают новыми типами знаний и новейшими способами работы с информацией посредством интернет-ресурсов, дистанционного обучения. Школа как интегративное образовательное учреждение осуществляет интеграцию системы предметного обучения с системой дополнительного образования; системы урочной кабинетной работы с интерактивной работой; системы традиционных методов с активными методами научного познания. Кроме того, осуществляет общественно-позиционную, коммуникационную интеграции и интеграцию форм деятельности. Здесь огромную роль играет лаборатория «Интеграция и погружение», основной задачей которой является повышение возможностей школы по реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся на основе вариативного содержания образования и технологического подхода к его реализации. Используя идею концентрированного и индивидуализированного обучения, а именно, идею образовательных погружений, в рамках работы лаборатории проводятся тематические погружения или погружения в образ, эвристические (метапредметные) погружения, погружения в культуру, выездные погружения, внедряются обогащенные программы.
Педагоги общеобразовательного учреждения уверены, что инновационная деятельность школы обеспечивает преобразование традиционной педагогической системы в систему природосообразного персонализированного образования, единственно способную решить задачу обеспечения страны кадрами, которые на основе массовых инноваций могут модернизировать ее в современную супердержаву.
С. Н. МОНОГАРОВА,
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе средней школы №24
с углубленным изучением отдельных предметов.