Образование – основной ресурс инновационной экономики

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня9
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя9
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц13
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255205

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

Образование – основной ресурс
инновационной экономики

   Из доклада начальника управления образования администрации Старооскольского городского округа А.Г. Филимоновой на II педагогическом форуме.

   Актуальной проблемой современности стал переход  школ России на новые федеральные государственные образовательные стандарты, что является основным мероприятием Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы.
   С 1 сентября текущего года все первоклассники  начнут обучаться по новым стандартам начального общего образования. В Старооскольском городском округе этому событию предшествовала серьезная подготовительная работа:
- был проведен мониторинг создания в школах необходимых условий для введения ФГОС;
- разработан проект «Создание муниципальной модели организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- 100% учителей, приступающих к обучению первоклассников, прошли проблемные курсы повышения квалификации;
- проведена муниципальная экспертиза основных образовательных программ.
   Доведение материально-технической базы образовательных учреждений до уровня современных требований - один из приоритетов муниципальной политики в сфере образования. Администрация Старооскольского городского округа имеет стабильно высокий показатель по такому важному критерию оценки своей работы, как обеспечение условий деятельности образовательных учреждений.
   Особое внимание уделяется социальному статусу педагогов, повышению их заработной платы. За последние девять месяцев заработная плата работников образовательных учреждений была повышена дважды: в сентябре 2010 года на 10 % увеличены базовые оклады педагогических работников учреждений, финансируемых из муниципального бюджета; в июле 2011 года на 20 % повышен фонд оплаты труда муниципальных учреждений всех уровней финансирования.  В настоящее время средняя заработная плата воспитателя составляет 12 тысяч 225 рублей, педагога дополнительного образования – 11 тысяч 846, учителя – 19 тысяч 576 рублей.
   Острой проблемой государственного масштаба на сегодняшний день остается удовлетворение спроса населения на дошкольное образование. Система дошкольного образования Старооскольского городского округа представляет собой гибкую, многофункциональную сеть учреждений. За 2010-2011 учебный год их количество увеличилось до 63, при этом  остался неизменным видовой диапазон: 18 классических детских садов, 12 комбинированного, 17 общеразвивающего и 1 компенсирующего видов, 14 центров развития ребенка, 1 детский сад присмотра и оздоровления.
   В прошедшем учебном году дошкольным образованием, в том числе предшкольным, было охвачено 10957 детей, что составляет 66,9%  от общей численности населения  городского округа в возрасте от 1 года до 7 лет и 99,3 % - в возрасте от 5 до 7 лет. Данный показатель по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,1%.
   Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования. В прошедшем учебном году в режиме кратковременного пребывания в округе функционировало 32 группы для детей дошкольного возраста. Управлением образования проводится постоянный мониторинг потребности населения в создании семейных групп; оказывается консультативная помощь гражданам, планирующим открытие частных детских садов.
   Принципиально меняется содержание дошкольного образования. С 1 сентября 2010 года введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Впервые программа детского сада приобрела статус общеобразовательной. Это дало возможность воспринимать ее как равноценную по отношению к школьной программе, но при этом надо учитывать возрастные особенности детей, не подменять деятельность дошкольников занятиями по школьной модели. Несомненно, решение проблемы доступности дошкольного образования, обеспечения его современного качества продолжает оставаться актуальным, так как наряду с социальной составляющей имеет место и экономический аспект: дети должны реализовать свое право на бесплатное дошкольное образование, родители - иметь возможность выйти на работу, а предприятия и организации – строить свою кадровую политику с учетом специалистов, имеющих детей-дошкольников.
   Современное качество образования ставит системные задачи, одна из которых – подготовка учителя, владеющего технологиями достижения высоких результатов, мотивированного на непрерывное профессиональное совершенствование. В Старооскольском городском округе эта проблема решается посредством системного подхода к повышению квалификации:
- в 2010-2011 учебном году курсовую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования Старого Оскола, Белгорода,  Москвы, Санкт-Петербурга прошли 1200 человек;
- разработан и реализуется проект «Школа резерва руководящих кадров муниципальных образовательных учреждений»;
- создана сетевая модель методической службы;
- в базовых школах функционируют  межшкольные методические объединения;
- в 56 дошкольных образовательных учреждениях впервые были созданы методические объединения  воспитателей;
- в сравнении с предыдущим учебным годом с 400 до 600 выросло количество педагогов - участников международных, всероссийских, региональных и муниципальных научных конференций и форумов;
- с 58 до 92 увеличилось количество экспериментальных площадок;
- в прошедшем году старооскольские педагоги продемонстрировали высокие результаты участия более чем в 100 конкурсах профессионального мастерства.
   Всего в 2010-2011 учебном году в округе функционировало 56 общеобразовательных учреждений:  23 средние, 28 основных, 2 начальные школы, частное общеобразовательное учреждение, специальная коррекционная  и вечерняя (сменная) школы.
   Общая положительная демографическая динамика сказалась на увеличении количества обучающихся общеобразовательных учреждений: в сравнении с 2009-2010 учебным годом оно выросло на 240 человек и составило 23901.
   С учетом возможностей действующей муниципальной образовательной сети в средних школах были организованы профессиональная подготовка и профильное обучение:
- всего в 2010-2011 учебном году функционировало 113 профильных классов с общим количеством обучающихся 2684 человека (92,6% от общего количества старшеклассников), что выше показателя прошлого года на 19,5%;
- в 107 классах осуществлялась предпрофильная подготовка: 91,6% (2283 человека) девятиклассников были охвачены данной образовательной услугой, что выше показателя 2009 -2010 учебного года  на 25,7%;
- по 12 специальностям 99%  обучающихся старшей ступени (2870 человек) прошли профессиональную подготовку, что превысило показатель предыдущего года на 20%;
- количество школьников, осваивающих две специальности, выросло на 52% и составило 1149 человек;
- 199 старшеклассников (на 56 больше, чем в предыдущем году) осваивали программы элективных курсов по сетевому принципу.
   Безусловно, действующая сеть нуждается в развитии, одно из направлений которого - дистанционное обучение. Администрацией городского округа сделан шаг в этом направлении: 33 городские школы обеспечены скоростным доступом к Интернет посредством оптоволокна. До конца 2011 года будут проложены оптоволоконные соединительные линии во всех общеобразовательных учреждениях округа. Следующим шагом должно стать оснащение образовательных учреждений специальным оборудованием, способным  обеспечить интерактивный режим обучения.
   К проблемам отрасли образования следует отнести и развитие системы оценки качества. Причем мы рассматриваем оценку качества не только как процедуру, но и  как возможность правильно сориентировать граждан в многообразии образовательных программ и учреждений.
   Процедура независимой оценки качества образования с участием общественности отработана на федеральном уровне пока только для итоговой аттестации выпускников школ и в первую очередь для проведения Единого государственного экзамена.
   В  2011 году на территории Старооскольского городского округа в ЕГЭ  приняли участие 1680 человек, из них:
- 1596 выпускников текущего года успешно прошли экзаменационные испытания и получили аттестаты о среднем общем образовании.  Максимальное количество баллов -100 - получили  13 человек,  из них двое - по двум предметам.
   С целью обеспечения открытости деятельности образовательных учреждений существует необходимость привлечения общественности к проведению независимых контрольно-оценочных процедур не только в выпускных, но и в переводных классах, а также к процедуре аттестации педагогов и аккредитации учреждений. Для решения этой задачи Старооскольским центром оценки качества образования разработан и реализуется проект «Модель участия общественности в мониторинге качества образования».
   Мы живем в эпоху мобильной информационной и социальной реальности, в эпоху, когда перемены перестали быть временным состоянием, а превратились в процесс, не имеющий начала и конца. Поэтому  сегодня стоит задача не просто решать возникающие проблемы, а создавать такое образование, при котором человек воспринимал бы перемены как норму и был успешным в мире технологических, информационных и социальных ускорений.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода