Как хрупок мир
Когда настала пора определяться с выбором профессиональной стези, уроженка Тамбовщины Анна Полушкина решила, что станет учительницей. А преподавать будет географию – именно эта наука лучше всех прочих позволит донести до сознания детворы твердо усвоенный ей самою к той поре урок: мир очень хрупок, но человеку по силам отстоять, сохранить его незыблемость.
В 1941-м Анюте исполнилось одиннадцать лет. Несмотря на столь юный возраст девочка, едва грянула война, наравне с другими сверстниками активно начала работать в колхозе. Ребята помогали старшим где только могли: на ферме и току, в поле. Они взяли под опеку и раненых из местного госпиталя – устраивали для них концерты с ободряющими песнями. А то и просто приходили посидеть рядом с истосковавшимися по общению бойцами, написать под их диктовку письма родным и близким. Заменяли подростки и валившихся с ног от усталости нянечек – мыли полы в палатах, стирали бинты и белье.
Любившей возиться с малышами Анне доверили и ещё одну ответственную миссию – собирать и водить на обед детвору, пока родители в поле трудятся, приглядывать, чтобы мальчишки и девчонки не шалили, по мере сил готовить их к будущей учебе. Тамбовщина избежала вражеской оккупации, а потому занятия в школах практически не прекращались. Так что подростки, отработав положенную смену в колхозе, спешили за парты.
Сложностей, конечно же, хватало с лихвой. В семье Полушкиных, например, была всего одна пара валенок на троих детей, приходилось носить её по очереди. Еды не хватало. Летом ещё лебеда как-то спасала – из неё варили подобие щей. А зимой… Но плакать, жаловаться ребята себе не позволяли, понимали: всей стране тяжело. И надо набраться сил, терпения, выдержки. В этом, как считали подростки, заключался их личный вклад в дело Победы.
За сделанное в годы войны Анне Васильевне Чесноковой (Полушкиной) впоследствии вручат почетную регалию – медаль «За победу над фашистской Германией». Так Родина оценит труд девочки-подростка, по сути приравняв каждый из пережитых ею дней к солдатским будням.
Окончив школу, Анна поступила в Тамбовский пединститут на географический факультет. Получив диплом, уехала по распределению учительствовать в сельскую школу. Вышла замуж за военного. И когда встал вопрос о срочном переезде (супруга отправляли служить на Дальний Восток), решила, что личное счастье может и подождать немного, а вот её подопечные – нет. Учебный год только-только начался, пока нового педагога отыщут, пройдёт время. И ребята неминуемо что-то упустят из важной науки, которую она преподаёт, – об ответственности человека за незыблемость окружающего мира.
Словом, к мужу на Дальний Восток Анна Васильевна приехала только по окончании учебного года. И затем колесила с ним по стране, всюду, куда бы судьба ни забрасывала, тотчас устраиваясь на работу в школу. Расставаться ради семьи (мужа и двоих сыновей) со своим призванием она не считала возможным.
Скоро мужа Анны Васильевны одолел тяжелый недуг. Спасти его не удалось. После похорон супруга она скажет:
- Все, моя жизнь оборвалась. – И на время позволит горестному чувству утраты взять над собой верх. А затем все та же ответственность за учеников (не бросать же их посреди учебного года) заставит её собраться, не позволит прозябать в вечном унынии.
Министерство обороны предоставило Чесноковым квартиру в Белгороде. Анна Васильевна устроилась в двадцать первую школу областного центра. Затем перешла в школу номер двадцать девять, ставшую последним её профессиональным пристанищем.
Анна Васильевна увлеклась краеведением, создала в школе кружок, в котором ребята могли бы знакомиться с прошлым родного края. Ведь постижение устройства мира должно начинаться с малого - того, что рядом, по соседству находится или некогда находилось.
Ей доверили шефство над школярами во время традиционных трудовых десантов в колхозы. Отлынивать от работы у неё никто не решался – ребята стыдились халтурить после рассказов Анны Васильевны о труде подростков в годы Великой Отечественной. Занялась А.В. Чеснокова и преобразованием выделенного ей кабинета. Итогом сделанного остались довольны не только в школе, работу Анны Васильевны отмечали даже на педагогических совещаниях городского масштаба.
Грамоты, благодарности – их в домашнем архиве уже давно вышедшей на пенсию учительницы немало. Но не они главное достижение и гордость Анны Васильевны, а письма от многочисленных учеников, фотографии, запечатлевшие моменты профессиональных триумфов её повзрослевших мальчишек и девчонок, сцены их личных праздников. Ведь только с педагогом, ставшим действительно родным и близким человеком, захочется поделиться своими радостями, попросить совета в трудной ситуации. Даже если со дня окончания ими школы прошли годы, десятилетия…
Ирина ДОРОНКИНА.