Реформы идут, качество знаний снижается

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня9
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя9
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц13
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255205

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |

Реформы идут, качество знаний снижается

   Модернизация образования в нашем государстве идёт уже не один год. Современные школы оборудованы всем необходимым для получения качественного образования. А если таковых нет в том или ином населённом пункте, учащихся на специальных автобусах подвозят в базовые школы. Углублённое изучение отдельных предметов помогает ребятам сконцентрироваться на предметах, выбранных ими для тщательного изучения.

      Предметные олимпиады развивают способности школьников, доводя их,  до совершенства. Единый государственный экзамен даёт возможность беспрепятственно поступить в вуз при успешной его сдаче. По-новому работают сегодня и учителя: теперь их миссия - учить своих подопечных самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. В связи с этим изменились методы и приёмы ведения урока – многие из них предлагают ученикам формулировать проблему, искать ответы на вопросы, делать выводы… Педагоги заинтересованы в том, чтобы в классе было как можно больше умных, талантливых учеников, стремящихся как можно больше знать и уметь, – от этого зависит не только учительская зарплата, но и возможность получить президентский грант, состояться как учитель, получить высокую оценку в обществе.
   В Белгородской области происходят те же преобразования, что и в стране. У нас много замечательных школ, успешных педагогов, ярких, талантливых учащихся. Тем не менее снижением качества знаний учащихся озабочены многие школьные коллективы.
   Так в одной из лучших школ областного центра анализ результативности образовательного процесса за I полугодие показал: ниже стало качество знаний в отдельных классах начальной школы; в среднем звене, несмотря на высокий интеллектуальный потенциал учащихся, даже в профильных классах, вопреки ожиданиям, качество знаний понизилось.
   Педагогический коллектив этого образовательного учреждения серьёзно озабочен тем, как исправить ситуацию. Исследуются причины, анализируются критерии эффективного урока и методы оценки знаний, системность в преподавании и перегрузка школьников, роль учителя в образовательном процессе и его личность. Предлагаются решения. Думаю, этим неравнодушным, влюблённым в профессию и заботящимся о своих учениках людям удастся изменить ситуацию.
   Между тем вопрос качества знаний сегодняшних школьников волнует не только педагогов. По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с молодыми людьми самого разного статуса: рабочими (таких, правда, единицы), менеджерами самого разного толка, студентами… Так вот уровень их образованности, широта кругозора, а точнее, его отсутствие, мягко говоря, настораживает.
   А ведь все дети дошкольного возраста – почемучки. Они любознательны и активны. Им интересно всё. И если родители ведут себя правильно, дети с нетерпением ждут тот день, когда с тетрадками и книжками они войдут в школьный класс. Однако очень скоро иные из них уже не хотят идти в школу. Причин много, и роль учителя здесь едва ли не главная. Тем не менее я о другом хотела сказать.
   Представляете, ребёнок, у которого в обязанностях было сладко спать, с аппетитом есть, принимать любовь близких, иногда убирать игрушки, теперь должен высидеть четыре урока. При этом быть внимательным, выполнять задания учителя, а ещё делать домашние задания. Перестраиваться непросто. Физически, физиологически, психологически. А тут ещё все образовательные программы (не только Занкова) предлагают задания, которые можно выполнить, только зная алгоритм - совокупность действий для их решения. Но очень часто дети, легко справляясь с заданиями в школе, дома забывают, как это делать. Родители и хотели бы помочь, но учились по другим учебникам, и совсем простые решения оказываются за семью печатями. Ребёнок приходит на следующий урок с невыполненным упражнением (задачей), искренне не понимая, почему его ругают – задачу-то решали всей семьёй, но решить так и не смогли. Единственный выход – как можно чаще бывать в школе, интересоваться, как лучше выполнить то или иное задание. Иначе несколько таких ситуаций - и в школу идти ребёнку уже не захочется. Так что выражение «в первый класс вместе с ребёнком» сегодня актуально как никогда.
   Это, конечно, не единственная причина потери интереса к учёбе в начальной школе. Просто она существует, и мне бы хотелось, чтобы учителя обратили на неё внимание.
   В среднем звене и в старшей школе их намного больше. Так было всегда. Но я о тех, что продиктованы перестроечными моментами в образовании.
   Единый государственный экзамен, например.  Логично предположить, что ученик, успешно освоивший школьную программу, скажем, по русскому языку, способен заполнить клетки тестов (я это сделала спустя более тридцати(!) лет после окончания школы). Однако сегодня почему-то подготовка к ЕГЭ идёт параллельно освоению программы. Учителя теряют драгоценное время, дети теряют интерес к предмету. В итоге, я общаюсь с выпускниками школ, получившими по ЕГЭ по русскому языку довольно высокий балл, но неспособными грамотно излагать свои мысли.
   Другая крайность – дети, увлечённо занимающиеся отдельными предметами, неоднократные победители предметных олимпиад. Педагоги по известным причинам заинтересованы в том, чтобы их было больше в классе. Ну а если ребёнок по сути своей не борец?.. Да, он математические задачи самого высокого уровня сложности решает, а на олимпиаде теряется, «подводит» учителя, школу и потом уже сидит тихо, не высовывается. Но даже самые успешные олимпионики, порой, развиваются очень однобоко. Получается, что в профильных классах (плоды модернизации) – отборные в прямом смысле слова ученики, а общая успеваемость ниже, чем хотелось бы.
   Даже сам по себе дифференцированный подход в работе учителя с учениками нередко оказывается губительным для школьника. Допустим, педагог выбирает для каждого ученика посильную нагрузку, радуется вместе с ним даже самому незначительному успеху, всячески поддерживает, стимулирует к освоению следующей по сложности ступени, а потом приходят важные тёти и дяди, проводят срезовые контрольные и… опускают учителя с учеником ниже плинтуса. Об интересе к предмету можно забыть.
   А вот ещё один, на мой взгляд, показательный пример. Требования к современному уроку таковы, что без использования интерактивных досок, новомодных информационно-коммуникативных технологий, создания поисковых ситуаций уже он и уроком-то не считается. Зато теперь есть такие виды уроков, где оценка знаний даже не предполагается, а опрос и вовсе считается непростительной тратой времени. Не спросили сегодня, завтра… Значит, послезавтра уже и готовиться к уроку нет необходимости. Вполне логично.
   При всём при этом современный учитель должен как-то так исхитриться не выдавать знания, а обучать школьников их находить. А ещё он теперь не обязан любить своих учеников, достаточно уважения к ним. И к себе, конечно.
   Какая уж тут мотивация к обучению!.. Между тем её отсутствие у школьников и есть самая главная причина снижения успеваемости или, как принято говорить сегодня, качества знаний.

Наталья ХОРОШУН.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода