Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |
Светлана Лях: учительница-мастерица
  На страницах «Города мастеров» мы уже не раз писали об искусниках, занимающихся декоративным прикладным творчеством. Все они делают прекрасные работы, не уступающие в красоте и качестве магазинным товарам. Но сегодня у нас особенный гость, точнее, гостья. Помимо того, что рукодельница сама занимается творчеством, она еще и учит этому детей. Так сказать, растит смену – будущих народных мастеров Белогорья.
  masteraСветлана Ивановна Лях – учительница технологии (обслуживающего труда) в краснояружской общеобразовательной школе №2. Также ведет курс шитья в старших классах в соседней школе № 1. Еще она руководит кружком по рукоделию для девочек «Умелые руки». Ну и, конечно же, сама непрестанно учится новым техникам и стилям декоративного искусства.
  С.И. Лях – учитель от бога. Об этом свидетельствуют и грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, полученная в прошлом году «За значительные успехи в обучении и воспитании учащихся, организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов», и то, что за последние два года никто из учеников не пропустил ни одного ее урока. Таким аргументом может похвастаться далеко не каждый учитель. Между тем дети не только любят и уважают саму Светлану Ивановну, но и ценят ее предмет - с удовольствием участвуют в школьных, районных, областных олимпиадах по технологии, в выставках, ярмарках и занимают призовые места.
  Наш разговор с рукодельницей был свободным и непринужденным, будто мы давным-давно знакомы. С улыбкой на губах и легкой смешинкой в голосе она плавно переходила от одного вопроса к другому. Рассказала о том, как начала заниматься творчеством, какие техники уже освоила, чем интересны ее занятия ребятишкам и о том, почему никогда не выбрасывает кусочки ткани или картона.
  - Сколько себя помню – занимаюсь творчеством, - говорит Светлана Ивановна - С детства люблю шить, вязать, рисовать делать оригинальные поделки… Еще в школу не ходила, а вязать уже умела. Потом научилась шить. Сначала куклам, потом себе, и уже много позже – своей семье. Я с пятого класса знала, что пойду учиться на швею, так оно и получилось впоследствии. Позже я получила еще одно образование – педагогическое, но судьбоносным в моей жизни стало именно решение получить профессию швеи.
  - Помните свое первое готовое изделие?
  - Это было в младших классах, я сшила своей кукле бальное платье из марли. Расшила его бусинами, лентами… украшала  как могла. Когда платье было закончено, я сама не могла поверить, что сделала такое! До сих пор помню то ощущение гордости за изделие, созданное своими руками, и как мне было приятно потом показывать его подружкам.
  Знаете, мы с девчонками класса до седьмого всегда вместе с учебниками носили в школу кукол, кусочки ткани, нитки и иголки – на переменах шили. Потом у нас была демонстрация нарядов, мы играли этими куклами и показывали, кто что сделал. Наверное, тогда мне и захотелось стать профессиональной швеей.
  - Светлана, а помимо шитья и вязания, какими техниками вы владеете?
  - О, техник я знаю много. Ганутель, макраме, вышивка крестиком, вышивка лентами, лепка из соленого теста, роспись по стеклу, батик, квиллинг, синель…Их очень много - и все любимые. Одной какой-то выделить не могу.
  - А каким из них вы учите детей?
  - Абсолютно всем. Все, что знаю и умею сама, стараюсь передать детям. Несколько лет назад в программу курса был введен раздел «Строительные ремонтно-отделочные работы», где мы с ребятишками изучаем разного рода материалы и с удовольствием занимаемся в эти часы разного рода творчеством. Так, например, в пятом классе это работа с бумагой – что-то клеим, вырезаем, из картона поделки делаем. Ученики шестого класса занимаются трафаретными росписями. В седьмом классе у нас по программе мозаика – в этой технике используются различные камушки, ракушки, ягодные косточки, даже яичная скорлупа идет в дело. В восьмом – декорирование деревянных поверхностей. И это еще далеко не все! В кружках мы делаем изделия в технике макраме, из соленого теста, изготавливаем цветы и целые картины из лент. Даже мальчики приходят к нам на занятия и чему-то учатся.
  - Признаться честно, названия некоторых техник я слышу впервые. Расскажите, что такое квиллинг, синель, ганутель?
  - А здесь всё очень просто и доступно. Квиллинг – это искусство скручивать длинные узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоские композиции.
Синель – это такая пушистая ткань. Готовится следующим образом: несколько слоев ткани сшиваются параллельными строчками, затем несколько верхних слоев разрезаются и расчесываются. Можно использовать при декорировании прихваток, одежды, подушек.
Ганутель – это техника, в которой получаются очень красивые цветы, лепестки из проволоки и ниток. На спицу наматывается проволока, потом она снимается, растягивается и делается петелька. Затем эта петелька обматывается нитками – так получаются лепестки из которых потом делаются цветы. Для украшения можно добавить бусины, пайетки, стразы – все что душе угодно.
  - Используя все эти стили, вы добавляете в них что-нибудь свое?
  - Да, я люблю поэкспериментировать. Мне нравится находить что-то новое, и, как вы правильно заметили, добавлять что-то свое. Подчас не всегда удается найти нужный материал для той или иной техники – приходится искать подходящую замену. Разумеется, изделие уже отличается от того, что было на картинке в учебнике или журнале. Вот, допустим, нужны для работы пустые баночки из-под майонеза. У кого-то их нет, и дети приносят другие, к примеру, из-под клея. Или кто-то взял крупный бисер, а кто-то – мелкий. Уже другой взгляд и другая вещь получается. У одних выходит лучше, у других чуть похуже… но дети творят, им это нравится, они довольны своим результатом – вот что важно.
  - Расскажите, что вы делаете с ребятишками на занятиях?
  - Много разных интересных вещей, красивых, практичных. Часто используем подручный материал. Вот, к примеру, «Дерево счастья». Из газеты мы сделали основу для кроны. На нее наклеили цветы и листья из бумажных салфеток. Из палочки получился ствол, который обмотали бумажным шпагатом. Этот же шпагат использовали для оформления цветочного горшка, куда посадили наше дерево.
  Или вот другой пример. Берем лотки из-под яиц, размачиваем их в воде, разрываем на мелкие части, добавляем туда клей - и начинаем творить. Из такой смеси делаем голову, ручки, ножки для куклы (получается вроде папье-маше), или вылепливаем корзинки, подставки для ручек и карандашей, рамки, шкатулки, вазочки. Затем красим, покрываем лаком – и изделие готово! Вещь получается прочной, может послужить десятки лет и выглядит очень красиво.
  - Вы и ваши подопечные участвуете в каких-нибудь ярмарках, выставках?
  - Да, конечно. В прошлом году участвовали в районной пасхальной ярмарке, дети налепили очень много поделок из соленого теста – корзиночки с пасхальными яйцами, цветами. Много труда вложили в каждую работу, всё покрыли лаком – чтобы дольше простояло. В итоге у нас раскупили всё, что мы подготовили. Осталась одна корзиночка, у которой был чуть сломан листок у цветка – так и её вскоре забрали: сказали, что дома склеят. Приятно, что людям понравилось то, что мы делаем, но вдвойне приятнее было оттого, что все средства, собранные на ярмарке, пошли детям из малоимущих семей, в реабилитационные центры.
  В нашей школе, районе часто проводятся разного рода выставки, посвященные праздникам или каким-то важным событиям. Мы стараемся участвовать во всех. Вот сейчас готовим работы на выставку «Край мой – Белгородчина». Надеемся произвести приятное впечатление.
  - Светлана, а что вдохновляет вас на творчество?
  - Знаете, меня может вдохновить абсолютно все. Нет чего-то конкретного. Могу увидеть что-то интересное в Сети или в обыденной жизни… Иногда придумываю что-то свое, собираю всякие коробочки, нитки, кусочки ткани – никогда ничего не выбрасываю, стараюсь дать вторую жизнь, казалось бы, ненужным предметам. Порой идеи подают сами ученики, и потом мы вместе делаем это на кружках.
  Я люблю свою работу, и самое приятное в ней – это видеть горящие детские глаза, заинтересованность ребятишек, их желание сделать все как можно лучше, - ведь я отдаю частичку себя им. Если занятия переносятся – дети расстраиваются и потом спрашивают: «Светлана Ивановна, а когда будет урок? Когда занятия в кружке?». Это и вдохновляет, и мотивирует продолжать свое дело, совершенствовать творчество.
Алёна РОГОЖА.
Фото из архива С. Лях.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода