В детский сад – с радостью
1 сентября многие малыши впервые пойдут в детский сад. Как показывает психолого-педагогический и медицинский опыт, в большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно и быстро с ней справляются.Как помочь ребенку раннего и младшего дошкольного возраста «оторваться» от семьи, привычного ему круга людей, войти в мир более широких и сложных социальных отношений?.. Об этом говорим с заведующей детским садом Т.А. Рябцевой и педагогом-психологом детского сада №82 в Белгороде И.С. Картамышевой.
«Стабильность, предсказуемость, привычная обстановка необходимы ребенку, чтобы чувствовать себя в безопасности. Поэтому готовить ребенка к изменениям привычного для него образа жизни нужно заранее, - говорит Татьяна Александровна. - Для успешной адаптации ребенка к новым для него условиям необходимо, чтобы его навыки и способности соответствовали минимальным требованиям пребывания в незнакомой ранее среде. Такими навыками являются: общение со сверстниками и взрослыми, самообслуживание (личной гигиены), самостоятельный приём пищи, одевание и раздевание».
- Но ведь большинство родителей, отмечая у своего ребенка слабое развитие тех или иных навыков, стремится отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился?..
- Такой подход чаще всего оборачивается тяжелыми переживаниями и страданиями ребенка. Это является одной из причин дезадаптации или сложно протекающей адаптации ребенка к условиям детского сада.
- С чем ещё может быть связана проблема тяжелого привыкания ребенка к детскому саду?
- С его физическим состоянием, психическими травмами. Но чаще всего - с отношением всей семьи к дошкольному образовательному учреждению, воспитателям и другим сотрудникам.
- Что вы порекомендуете беспокойным родителям?
- Главное, нужно быстро успокоиться, ведь состояние родителей на уровне подсознания, то есть их самих, передается ребенку, которому от этих установок еще труднее адаптироваться. Если мама и папа переживают, ребенку может показаться, что в детском саду еще хуже, чем он думал! Нужно постараться запретить себе переживать. И помнить, что все наши негативные эмоции, слова, фразы в адрес детского сада порождают у ребенка дезадаптацию к нему. Конечно, о проблемах говорить нужно, но без присутствия детей, в спокойной форме, без зломыслия и злословия. Иначе можно запрограммировать ребенку с малых лет негативное отношение к детскому саду.
Родителям необходимо подготовить к детскому саду не только своего малыша, но и самих себя.
- Ирина Станиславовна, как это сделать?
- Согласовать с воспитателями соблюдение одинакового подхода к ребенку в семье и детскому саду.
- Запретить себе и другим в присутствии ребенка плохо отзываться о детском саде, чтобы ребенок не подумал: «Если там так плохо, почему я должен туда ходить?»
- Обязательно познакомиться с воспитателями и нянечкой, ведь это люди, с которыми мой ребенок будет проводить большую часть дня.
- Объяснить ребенку, для чего нужен дневной сон.
- Придумать, как облегчить расставания по утрам.
- Запретить себе угрозы типа: «Если ты будешь плакать (плохо себя вести, плохо кушать), я тебя из детского сада не заберу. Останешься там жить!
- Не задавать ребенку вопросы типа: «Не обижали ли тебя?», «Не голодный ли ты?», «Не ругали ли тебя?»
- Выяснять вопросы с персоналом в отсутствие ребенка.
- Не обманывать ребенка (заберу сразу после того, как ты поешь).
- Делать ребенку сюрпризы, забирая его раньше, без предупреждения.
Какие ещё формы работы с малышом можно предложить родителям?
- Одной из эффективных форм помощи ребенку в адаптационный период является домашняя игра с ребенком в детский сад.
В этой игре полезно использовать как игрушечные персонажи, так и живых лиц (например, соседских детей или родственников). Родители могут быть как в роли воспитателя, так и в роли детей – воспитанников детского сада.
Нарисуйте вместе с ребенком детский сад (воспитателя, нянечку, детей, игрушки, стол, за которым сидит ребенок, на столе обед). Обязательно раскрасьте рисунок цветными карандашами или красками.
Слепите с ребенком из пластилина (воспитателя, нянечку, детей) всех, кто ждет малыша в детском саду, игрушки, книги, игры …
Играйте с ребенком дома, расскажите об играх воспитателю. Пусть ребенок в группе поиграет со сверстниками и воспитателями в знакомые игры, в которые играл с родителями. Он почувствует себя увереннее.
- Татьяна Александровна, подводя итог нашей беседы, скажите, что же является залогом успешной адаптации и пребывания детей в детском саду…
- Правильное поведение и общение взрослых с маленькими дошкольниками. Наши мысли и слова – программа действий для ребенка, который вырастет успешным и счастливым в обществе, живущем по принципам добра и благополучия, уважения и терпимости.
- Но ведь большинство родителей, отмечая у своего ребенка слабое развитие тех или иных навыков, стремится отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился?..
- Такой подход чаще всего оборачивается тяжелыми переживаниями и страданиями ребенка. Это является одной из причин дезадаптации или сложно протекающей адаптации ребенка к условиям детского сада.
- С чем ещё может быть связана проблема тяжелого привыкания ребенка к детскому саду?
- С его физическим состоянием, психическими травмами. Но чаще всего - с отношением всей семьи к дошкольному образовательному учреждению, воспитателям и другим сотрудникам.
- Что вы порекомендуете беспокойным родителям?
- Главное, нужно быстро успокоиться, ведь состояние родителей на уровне подсознания, то есть их самих, передается ребенку, которому от этих установок еще труднее адаптироваться. Если мама и папа переживают, ребенку может показаться, что в детском саду еще хуже, чем он думал! Нужно постараться запретить себе переживать. И помнить, что все наши негативные эмоции, слова, фразы в адрес детского сада порождают у ребенка дезадаптацию к нему. Конечно, о проблемах говорить нужно, но без присутствия детей, в спокойной форме, без зломыслия и злословия. Иначе можно запрограммировать ребенку с малых лет негативное отношение к детскому саду.
Родителям необходимо подготовить к детскому саду не только своего малыша, но и самих себя.
- Ирина Станиславовна, как это сделать?
- Согласовать с воспитателями соблюдение одинакового подхода к ребенку в семье и детскому саду.
- Запретить себе и другим в присутствии ребенка плохо отзываться о детском саде, чтобы ребенок не подумал: «Если там так плохо, почему я должен туда ходить?»
- Обязательно познакомиться с воспитателями и нянечкой, ведь это люди, с которыми мой ребенок будет проводить большую часть дня.
- Объяснить ребенку, для чего нужен дневной сон.
- Придумать, как облегчить расставания по утрам.
- Запретить себе угрозы типа: «Если ты будешь плакать (плохо себя вести, плохо кушать), я тебя из детского сада не заберу. Останешься там жить!
- Не задавать ребенку вопросы типа: «Не обижали ли тебя?», «Не голодный ли ты?», «Не ругали ли тебя?»
- Выяснять вопросы с персоналом в отсутствие ребенка.
- Не обманывать ребенка (заберу сразу после того, как ты поешь).
- Делать ребенку сюрпризы, забирая его раньше, без предупреждения.
Какие ещё формы работы с малышом можно предложить родителям?
- Одной из эффективных форм помощи ребенку в адаптационный период является домашняя игра с ребенком в детский сад.
В этой игре полезно использовать как игрушечные персонажи, так и живых лиц (например, соседских детей или родственников). Родители могут быть как в роли воспитателя, так и в роли детей – воспитанников детского сада.
Нарисуйте вместе с ребенком детский сад (воспитателя, нянечку, детей, игрушки, стол, за которым сидит ребенок, на столе обед). Обязательно раскрасьте рисунок цветными карандашами или красками.
Слепите с ребенком из пластилина (воспитателя, нянечку, детей) всех, кто ждет малыша в детском саду, игрушки, книги, игры …
Играйте с ребенком дома, расскажите об играх воспитателю. Пусть ребенок в группе поиграет со сверстниками и воспитателями в знакомые игры, в которые играл с родителями. Он почувствует себя увереннее.
- Татьяна Александровна, подводя итог нашей беседы, скажите, что же является залогом успешной адаптации и пребывания детей в детском саду…
- Правильное поведение и общение взрослых с маленькими дошкольниками. Наши мысли и слова – программа действий для ребенка, который вырастет успешным и счастливым в обществе, живущем по принципам добра и благополучия, уважения и терпимости.
Наталья ХОРОШУН.