Увидеть, развить, поддержать
Одарённые дети - кто они? На первый взгляд, обычные дети, по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличающиеся от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно - они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удаётся их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Вспоминая Леонардо, Рафаэля, Моцарта, Пушкина, убеждаемся, что феномен одарённости не миф, а реальность! Для одарённых детей на ранних этапах развития характерна чувствительность к новизне, стойкая реакция на раздражитель, потребность во впечатлениях, более сильная, чем в еде или сне.
Известно, что интеллектуальные и творческие способности человека носят индивидуальный характер. Одаренный ребёнок отличается от своих сверстников более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитием чутко реагируют на всё, происходящее в окружающем мире: им интересно знать, как устроен окружающий мир и что было бы, если бы внешние условия изменились? Не менее существенным признаком является наличие в интеллекте таких детей творческого начала. Они нередко удивляют окружающих яркими метафорами, необычными ассоциациями, смелыми аналогиями, проявляют изобретательность.
Одарённые требуют не только особого внимания, но и особой педагогики. Проблемами организации педагогической деятельности с одарёнными детьми занимались выдающиеся педагоги и психологии.
В практике работы дошкольного учреждения - Центра развития ребёнка детского сада № 75 Белгорода - для организации образовательной деятельности с детьми помимо основной общеобразовательной программы «Детство» Т.Н.Бабаевой используется программу Л.А.Венгера «Одарённый ребёнок». Она предусматривает углубленное интеллектуальное и креативное развитие одарённых детей.
При проведении с дошкольниками диагностических срезов по основным разделам комплексной образовательной программы педагоги часто замечали «особенных» детей, которые, в отличие от своих сверстников, «выбивались» вперёд, имея высокие показатели по освоению того или иного раздела программы. Они отличались наблюдательностью, логикой мышления, умением излагать свои мысли, настойчивостью в достижении результата, избирательностью в выборе занятий и игр. Так возникла необходимость поиска форм и методов работы с такими детьми.
Были намечены задачи деятельности с ними:
- способствовать выявлению, сохранению и развитию одарённости каждой личности;
- довести индивидуальные достижения одарённых детей до максимального уровня;
- способствовать дальнейшему прогрессу и реализации ресурсов одарённости детей с опережающим психическим развитием.
Определены этапы работы:
- проведение комплекса мероприятий по отбору одарённых детей;
- индвидуально-диагностический;
- поддержание интереса детей к определённому виду деятельности, создание благоприятных условий для развития способностей.
Каждый этап предусматривает определённую специфику и содержание работы.
Полем творчества для педагогов явились подбор и разработка методик, заданий, развивающих игр и упражнений, корректировка образовательной среды с учётом склонностей и интересов детей, имеющих опережающее развитие. Как известно одарённые дети проявляют свои способности в определённых отдельно избранных областях, выражают или находят себя в определенном избранном поле. Целью для педагогов явилось создание для таких детей в общем образовательном пространстве возрастной группы центров самовыражения (избирательных полей), в котором ребята могли бы заниматься тем, чем им нравится. Так были созданы в группах центры, посвящённые разным видам деятельности: музыкальный, изобразительный, театральный, экологический, экспериментальный, интеллектуальный и др. Каждый педагог организовывал образовательную среду своей группы в соответствии со склонностями, интересами, умениями и талантом детей.
Возникло специальное образовательное пространство, в котором игра и совместная деятельность педагога с ребёнком стали основным содержанием воспитательно-образовательного процесса. Свободный выбор одарённым ребёнком в образовательном пространстве своего центра самореализации способствовал обеспечению его творческой, интеллектуальной и психологической свободы.
Поскольку одарённые дети, как правило, уникальны, нельзя «эксплуатировать» их способности в ущерб другим интересам и возрастным потребностям. При организации работы с одарёнными детьми педагогам необходимо было учесть этот факт, а так- же предусмотреть то, что одарённые дети чаще всего испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, их интеллектуальный и креативный труд требует больших физических сил и здоровья. В связи с этим специалистами детского сада были разработаны «Рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими опережающее психическое развитие». Создавались условия для самоорганизации педагогов, формирования у них потребности к самообразованию, касающемуся особенностей общения, воспитания и обучения одарённых детей.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми методической службой детского сада был организован семинар-практикум «Интеграция как метод развития способностей одарённых детей». Педагогом-психологом Е.А. Коптевой проведена консультация для воспитателей и родителей «Виды детской одарённости».
Как показала практика нашего дошкольного учреждения, наилучший эффект в работе с одарёнными детьми имели такие формы работы, как организация развивающих игр, исследовательской деятельности, индивидуальной образовательной деятельности. Наблюдения и практика помогли сделать вывод, что оптимальная самореализация одарённой личности происходит в художественно-творческой и исследовательской деятельности с присутствием компонента соревновательности.
При организации исследовательской деятельности с одарёнными детьми воспитатели (И.А. Фоменко, В.И. Новицкая, О.Н. Сагайдачникова, Л.И. Куксова) делали акцент на их стремление к новизне, внутреннюю свободу и смелость, наблюдательность, рефлексивность.
Стало традиционным ежегодное проведение мероприятий, предполагающих участие одаренных детей , – интеллектуальной игры «Знатоки», конкурса исследовательских проектов «Я - исследователь».
Наши воспитанники Шафоростов и Асеева стали победителями городского, областного и Всероссийского конкурса «Я - исследователь».
При реализации и защите проектов ребята ярко проявляют себя в содержательной реализации творческого замысла, сочинительстве, пении, театральном разыгрывании сюжета.
Эффективно организовывать образовательный процесс с одарёнными детьми помогала также созданная в детском саду система дополнительных образовательных услуг.
Одарённые дети, посещающие кружки и студии, были активными участниками мероприятий: «Малые олимпийские игры», «Наши юные таланты»; «Пасхальный калейдоскоп», «Родное Белогорье», «Осенняя ярмарка», где проявляли свои творческие способности, фантазию и кругозор, состязались в быстроте и ловкости.
Воспитанники кружков и студий становятся лауреатами и победителями городских конкурсов детского творчества: «Золушка и Маленький принц», «Аэробика - королева спорта», «Юный гроссмейстер», принимают участие в городских выставках детского изотворчества, конкурсах рисунков на асфальте.
Творческое развитие детей в кружках и студиях осуществляют опытные педагоги детского сада - руководитель изодеятельности О.Н. Дулова, музыкальные руководители В. А. Гречанникова и Н.А. Кучукова, педагоги дополнительного образования В.Н. Лагейко, Е.А. Лагейко и другие. Внедряя инновационные технологии, предусматривающие развитие неординарной личности, они открывают новые таланты.
Труд педагогов по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей приводит к заслуженным результатам: до половины воспитанников нашего детского сада продолжают своё обучение в гимназиях, учебных заведениях с повышенными программными требованиями, многие, поступая в школу, продолжают занятия в кружках и студиях различной направленности.
Подводя итог, отметим, что творческий потенциал, заложенный в ребёнке от рождения, ярко проявляется уже в младшем дошкольном возрасте. Чем одарённей ребёнок, тем выше его творческий и интеллектуальный потенциал. Грамотно организованная образовательная деятельность с одарёнными детьми дает широкие возможности для дальнейшего проявления и развития неординарных талантливых личностей.
С.КАЛАШНИКОВА, заведующая,
М. ЗАПАРА, старший воспитатель д/с № 75, г. Белгород.
Фото Владимира ЮРЧЕНКО.
Фото Владимира ЮРЧЕНКО.
Достижения воспитанников Центра развития ребёнка -
детского сада №75 за 2011, 2012 годы
Диана Асеева – победитель городского, областного и Всероссийского конкурса «Я – исследователь» (2011г.), где свой исследовательский проект защищала на английском языке; призёр городского интеллектуального конкурса «Знай-ка» в номинации «Конкурс капитанов», неоднократный участник городского конкурса «Золушка и Маленький принц», в 2012г. её имя занесено в седьмой выпуск Всероссийской ежегодной энциклопедии «Одарённые дети - будущее России».
Команда детского сада – призёр городского интеллектуального конкурса «Знай-ка» -2012 г.
2012 г. – Дарья Винакова – призёр ( в личном зачёте) городского конкурса «Юный гроссмейстер»;
2012 г. - Анастасия Кролевецкая и Артем Крамаровский – лауреаты городского конкурса детских научно-исследовательских проектов «Я- исследователь».
2012 г. - Алина Никулина - призёр Всероссийского; конкурса детского рисунка «Мир сказок»; призёр Всероссийского конкурса детского изотворчества «Приключения инопланетян в России»;
2012 г. - Дарья Мусихина - лауреат городского конкурса «Золушка и маленький принц» в номинации «Танцевальное творчество»;
2012 г. - команда детского сада - призёр городского конкурса «Аэробика-королева спорта»;
2011 г. - Матвей Птехинский - лауреат городского конкурса «Золушка и маленький принц» в номинации «Танцевальное творчество»; призёр городского интеллектуального конкурса «Знай-ка» в номинации «Конкурс капитанов» (2011г.).
2011 г. - команда детского сада - победитель городских соревнований по мини-баскетболу;
2011 г. - Дмитрий Шафоростов - победитель городского и областного конкурсов детских научно-исследовательских проектов «Я-исследователь».