«Я просто беру и отсекаю всё лишнее»

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня4
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя4
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц8
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255200

Кто на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Топ комментариев


| |
«Я просто беру и отсекаю всё лишнее»
   Сегодняшний выпуск «Города мастеров» мы хотим посвятить ремеслу, которое издавна практиковали наши деды и прадеды, раньше - их отцы и братья, а сегодня с успехом возрождают сыновья и внуки. Я говорю об искусстве резьбы по дереву. Не одну сотню лет это было весьма популярным занятием у мужчин: из дерева изготавливалась мебель, предметы интерьера, посуда, женские украшения и многое другое. Сегодня дерево в производственном плане отошло на второй план, пропустив вперед материалы 21 века – пластик и прочие полимеры. Однако мастера, способные сотворить из бруска дерева настоящий шедевр, есть и сегодня.
   gorod2Жизненная история «деревянных дел мастера» Бориса Ростиславовича Романовского по-своему необычна и интересна. Хотя профессионального образования в этой области он не имеет, а всему, что связано с художественной резьбой, научился сам – его работы не один год выставляются на фестивалях и выставках декоративно-прикладного творчества. При личной встрече оказалось, что это еще и очень позитивный и приятный в общении человек. Познакомившись поближе, стало ясно почему: дружелюбие и чувство юмора свойственны ему с самого детства. За последнее качество не раз приходилось расплачиваться: то перед школьными учителями, а то и перед начальником шахты, где Романовскому пришлось поработать в своё время.
   «Я сам из Борисовки, учился в школе им. Сталина. Правда, её не окончил, а перевелся в другую борисовскую школу, им. Кирова. Почему так вышло? - вспоминает Романовский. - А потому, что была у нас учительница русского языка и литературы – Валентина Митрофановна. Мы называли её «Сова» - оттого, что у нее глаза были такие: хлоп-хлоп, и носом она странно дергала так… из-за того, что у неё личная жизнь не сложилась, а может, еще по какой причине, но она ставила двадцать две двойки за один урок! Ну мыслимо ли это? Некрасиво же!
  Однажды она заходит в класс – а я сижу за учительским столом – ну дурачились мы с ребятами. Как увидел ее – бегом на свое место, а Сова с ходу: садитесь все за исключением Романовского. Так и начали занятие: я стою, а она у класса спрашивает: «Деятельностью кого мы окончили прошлый урок?» Ну один парень встает, отвечает: деятельностью Романовского, ой, извините, Маяковского! Она: вот дался вам этот Романовский, что даже фамилию его невпопад называете. Словом, не сложились у меня отношения с этим педагогом, а когда конфликт зашел слишком далеко, решил перевестись в другую школу».
  Однако в другой школе Борис тоже сумел отличиться: однажды нарисовал на доске полуобнаженную женщину, слегка прикрытую покрывалом. Естественно, новая учительница отреагировала весьма остро.
  «Что это? Кто посмел? Ах, знаю, поняла! - и давай меня отчитывать: как можно и что же это такое… - вспоминает Борис Ростиславович. – Ох и долго она бушевала! Хоть я и говорил, что это же искусство, понимать надо…».
  Можно сказать, что это был один из первых художественных опытов будущего мастера. На счастье, не все, кто из учителей знал об этой истории, восприняли ее в штыки. Юношеский порыв по достоинству оценил тогдашний учитель рисования Илья Григорьевич. Он дал нашему горе-художнику несколько книг по изобразительному искусству. Книги были старые – еще 19-го века, но интересные. В них описывались люди разных национальностей с советами о том, как рисовать их кисти, пальцы рук, лица, и даже женскую грудь (причем разного размера).
   gorodПосле окончания школы Борис поехал в город Губкин. Там поступил в техническое училище и выучился на подземного электрослесаря. «Правда, толку от этого диплома мне было мало, разве что в доме все – потолок, полы, бои, плитку, мебель – делал своими руками, - рассказывает Борис Ростиславович. - Есть хорошее высказывание: не страшно, если у человека мало денег, но он трудолюбив и порядочен. Плохо, когда у него денег много, но он ничего не может сделать своими руками – это бедный человек. Так вот, я человек богатый: я могу все!».
Какое-то время Романовский работал в Губкине, а потом решил податься в город Красный луч (Украина). Там он устроился в угольную шахту электрослесарем и впервые попробовал сделать скульптуру. «Между слоем угля есть порода, мягкая такая, она отличается от всех остальных материалов, находящихся на участке. Я взял ее и попробовал резать по ней ножом. Так сделал кинжал с узорами и казака с усами Однако этим дело не кончилось. В один день наш художник нарисовал несколько смешных и забавных рож – с большим носом-картошкой, забавными глазками… Ирония заключалась в том, что уж больно похожи они были на начальника участка – типа сварливого и любителя «словца покрепче». Увидев сии портреты, он немедленно доложил начальнику шахты, после чего Романовского пригласили «на ковер».
«Захожу я в кабинет, вижу – стоит на столе мой казак, тот который с усами. А сам начальник вдруг начинает так по-доброму со мной говорить:
- Ну, как жизнь?
- Спасибо, в порядке. Вот сделал все.
- Да я не про это. Я про то, что раз ты такое умеешь делать (и на казака кивает) – Езжай-ка ты отсюда, да к такой-то матери… - И говорит мне прямо, к какой. – Не место тебе тут, ребята говорят, и матюкаться ты не можешь, да и работа эта тебе не идет. Бросай ты это дело.
  Ну, я взял и уехал в Харьков, где поступил в юридический институт».
  После учебы Б.Р. Романовский переехал в Белгород и устроился на работу следователем. Этой работе он посвятил всю свою жизнь, а резьба по дереву – стала  приятным хобби.
  На сегодняшний день Борис Ростиславович считается одним из старейших и опытнейших резчиков по дереву в Белгородской области. Все его изделия имеют название, подпись, где значится год создания и порода дерева. Но самое главное то, что у каждого персонажа имеется характер. Его отражает мимика, поза, манера держаться и многие другие мелочи, из которых складывается целостный образ. Взять, например, композицию «Идиллия»: два деревянных человечка, мужичок и женщина сидят на лавочке, поют песни под гармошку. И видно, что мужичок-то слегка пьян (а может после похмелья), но женщине до этого нет дела – оба они настолько увлечены своим пением и взаимопониманием, возникшим на минуту у них. Кстати, у этой фигурки есть своя история, точнее предыстория создания: «Ехал я как-то в командировку, то ли в Губкин, то ли в Старый Оскол – уже не помню. Проезжали Корочу. И там, у первого дома по левой стороне сидели мужчина и женщина – играли на гармошке и подпевали, - вспоминает Борис Романовский. – И с таким задором, желанием, вдохновением они это делали!  Так упоенно пели, что сценка врезалась мне в память, и я решил изобразить ее в дереве. Вот и родилась «Идиллия».
  Еще одна интересная (хотя, на мой взгляд, они все такие) работа – композиция «Белоснежка и семь гномов». Как вы уже догадались, героями служат известные всем Принцесса и семеро ее помощников. Разумеется, у каждого свой, соответствующий сказке, нрав.
  Отмечу, что большинство героев мастера – персонажи из известных произведений, сказок, басен. Дома у резчика то там, то сям можно встретить Бабу-Ягу, русалку, избушку на курьих ножках, Лешего и других жителей деревянного царства, что своими руками построил Романовский. Удивительно то, как мастеру удается передать характеры своих героев. «Я сперва рисую эскиз на бумаге, затем переношу его на дерево, а уж потом работаю ножичком. Главное, что должно быть у резчика – это острый нож, такой, чтобы с легкостью срезал волоски на теле. Но с ним нужно уметь управляться – иначе недолго и порезаться.  Потому вторая вещь, необходимая хорошему резчику – это терпение. Так я учу ребятишек, которым интересна резьба».
  Когда же я спросила, как мастеру удается создавать такие красивые изделия, он ответил словами французского скульптора Огюста Родена: «Ничего хитрого в этом нет – просто берешь кусок мрамора (а по мне – дерева), и отсекаешь все лишнее! Вот, собственно и все!».
  На этом, действительно все: наша беседа кончилась, но хорошее впечатление от разговора, от собеседника и его работ осталось. При желании вы, дорогие читатели, также можете познакомиться с творчеством Бориса Романовского. В эти дни в Белгородском государственном центре народного творчества проходит областная выставка резьбы по дереву «Деревянных дел мастера». Там представлены и работы нашего героя, в том числе уже известная вам сценка «Идиллия».
Алёна РОГОЖА.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода